Первые послевоенные годы - эпоха массового внедрения реактивных двигателей на боевые самолёты. Параллельно активно развивается и ракетная техника.
В целях обеспечения испытаний и исследований ракетного управляемого вооружения Постановлением № 01017-419сс от 13 мая 1946 года принимается решение о создании Государственного центрального полигона (ГЦП) Министерства Вооружённых Сил Советского Союза.
Приказом Министра Вооруженных Сил СССР от 2 сентября 1946 года определен порядок формирования ГЦП и в его составе предусматривалось формирование второго авиационного управления ГЦП (в/ч 15650) включающего, помимо командования, политотдела и штаба: 27-й отдельный смешанный испытательный авиационный полк, 113-й отдельный авиационно-технический батальон, 24-й отдельный стрелковый батальон охраны и 17-ю отдельную автомобильную роту.
Цель формирования - проведение испытаний ракетного вооружения военно-воздушных сил СССР и отработка создаваемой техники авиационного ракетного вооружения.
Начальником второго авиационного управления, существующего еще на бумаге в решении о формировании частей ГЦП, назначается Щербаков С.О., заместителем Рыжаев П.К., начальником штаба управления Литвиненко Г.Н., командиром авиационного полка Федоренко Ф.М., начальником штаба полка Безносов Я.С.
Согласно Директиве ГШ ВС СССР от 30 сентября 1946 г. основной состав второго управления начал формироваться в Москве, в казармах военного училища на Хорошевском шоссе, а 27-й отдельный смешанный испытательный авиационный полк начал формироваться в станице Ленинградская Краснодарского края 14 октября 1946г., это и стало днём рождения войсковой части 23570.
В это же время идет интенсивный поиск места базирования ГЦП. Было несколько вариантов (город Моздок, город Энгельс, село Капустин Яр). Выбран был регион села Капустин Яр для размещения испытательных управлений, а для полка поселок Житкур Сталинградской области.
Однако в ходе практического размещения летом 1947 года, было принято решение временно разместить второе управление в поселке Пологое Займище, а 27 осиап в селе Владимировка, где был грунтовый аэродром (полевой аэродром времён войны). Село Владимировка стало основной базой испытания авиационного ракетного управляемого вооружения.
27 осиап (войсковая часть 23570) в составе 6-ти эскадрилий под командованием полковника Ф.М. Федоренко был перебазирован во Владимировку в конце июля 1947 года и включен в состав 6-го Управления 4-го Государственного Центрального Полигона Министерства Вооруженных Сил СССР.
Одним из пяти пилотов, которые первыми приземлились на Владимировскую землю в 1947 году был капитан Михалкин Андрей Борисович на Ил-10, в дальнейшем полковник, командир 558-го отдельного смешанного авиационного полка, заслуженный военный летчик СССР.
Эта дата и стала датой создания Владимировского (ныне Ахтубинского) гарнизона.
«Москва-400» - такое название было присвоено новому гарнизону. Новое место базирования оказалось не временным, а постоянным. Здесь весной 1948 года на голом месте, в полевых условиях начались испытания.
Семейный офицерский состав бомбардировочной и истребительной эскадрилий размещался в пос. Петропавловка, остальной офицерский состав полка и 113 оатб, в слободе Владимировка. Рядовой и сержантский состав транспортной эскадрильи размещался в землянках на аэродроме ГВФ Владимировка. Рядовой и сержантский состав других эскадрилий и 113 оатб размещался лагерным порядком на аэродроме. Семейному сержантскому составу сверхсрочной службы было разрешено размещаться на частных квартирах.
С этого полка все и началось: первые дома, первые улицы, ДОСА, стадион, баня, котельная и вообще новая жизнь в этом месте. Они были Первыми.
В 1948 г. личный состав полка приступил к выполнению испытательных полетов в целях отработки ракетных комплексов для ВВС и ПВО. В состав полка в то время входило пять эскадрилий: - бомбардировщиков (Ту-2, Пе-2), - штурмовиков (Ил-10, УИл-10), - истребителей (Як-9У, Ла-7, УЛа-7), - разведчиков-корректировщиков (Ил-2), транспортных самолетов и самолетов связи (Ли-2 и По-2).
27 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полку было вручено Боевое знамя и грамота. В конце 40-х - начале 50-х годов прошлого столетия на вооружение полка поступают самолеты Ту-4, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Ил-28, Як-25, Су-9, Ту-16, Ту-95, позднее - МиГ-21.
После перехода полка на реактивную технику, перед личным составом была поставлена задача отработки новых приемов борьбы с реактивной авиацией вероятного противника.
На высоком берегу Ахтубы стоит мемориал памяти погибших лётчиков-испытателей "Крыло Икара", посвященное испытателям, погибшим при испытании авиационной техники. И открывает скорбный список лётчик-испытатель 27 осиап Герой Советского Союза капитан Луценко Василий Денисович. Погиб 30 июня 1948 года при выполнении испытательного полёта на самолете Ла-9. Жизнь В. Д. Луценко как вспышка молнии - короткая, но яркая. Василий Луценко - первый ахтубинский Икар, погибший во Владимировке при испытании авиационной техники.
20 мая 1949 года в соответствии с Приказом Министра ВС СССР № 0042 из состава ГЦП МВС 2-е управление по испытаниям РУВ для ВВС с подчиненными ему частями выводится из состава 4-го Государственного Центрального Полигона Министерства Вооруженных Сил СССР и включается в штат Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС с переименованием в 6 Управление, ядром которого был 27 отдельный смешанный испытательный авиационный полк (войсковая часть 23570).
В июле 1949 года 6 Управление ГК НИИ ВВС перебазируется из п. Пологое Займище на постоянное место дислокации в с. Владимировка Астраханской области, а в мае 1950 года 6 Управление преобразовывается в Государственный научно-испытательный институт № 4 ВВС (в/ч 15650).
Именно в нем в 1950-е годы прошли испытания все виды советского авиационного ракетного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», поступившие позже на вооружение истребителей и перехватчиков Су-9, МиГ-19, МиГ-21, бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16 и Ту-95.
18 декабря 1959 года, Указом Президиума Верховного совета РСФСР село Владимировка, рабочий поселок Петропавловка, поселок при ж/д. станции Ахтуба Владимировского района и расположенный между ними военный городок, объединили в один населенный пункт, присвоив ему наименование город Ахтубинск.
Полигон Владимировка идеально подходил для НИИ ВВС – развитая инфраструктура, наличие обширных малонаселенных районов, пригодных для размещения полигонов, солнечная погода большую часть года. Кроме того, недалеко от Владимировки находился знаменитый Капустин Яр и самолеты из Владимировки (в основном 27 осиап) могли выполнять задания в интересах ракетчиков.
Затем в процессе реорганизации, из состава 27 осиап были выделены несколько эскадрилий и преобразованы в транспортный полк (558 осап, в дальнейшем 75 осап).
Передислокация НИИ ВВС из Чкаловского сопровождалась очередной реорганизацией. В декабре 1960 г. Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС (Чкаловский), Государственный научно-испытательный институт № 4 ВВС (Владимировка), Воздухоплавательный научно-испытательный центр (Вольск), 8-й летно-испытательный центр (Феодосия) с входящими в их состав управлениями, полигонами и испытательными станциями были реорганизованы в единый Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС – 8 ГК НИИ ВВС (г. Ахтубинск, в/ч 15650).
В состав ГК НИИ ВВС вошли командование, штаб, политотдел, испытательные управления, испытательный авиационный полк, транспортный полк обеспечения и другие службы.
Дальнейшая судьба 27 осиап, связана с 8 Государственным Краснознаменным научно-испытательным институтом ВВС, в дальнейшем 929-м Государственным летно - испытательным центром министерства обороны им. В.И. Чкалова (г. Ахтубинск, Астраханской обл., в/ч 15650).
Во вновь созданные испытательные управления и части обеспечения перешли многие лётчики и штурманы нашего полка, в дальнейшем многие из них стали Героями Советского Союза и Российской Федерации, заслуженными летчиками и штурманами испытателями.
Из числа инженерно-технического состава полка выросло немало инженеров-испытателей, продолживших службу в ведущих испытательных управлениях ГК НИИ ВВС и ГЛИЦ.
На одном из этапов реорганизаций нашего полка (в 1959-1961гг.) он именовался 557 отдельный смешанный испытательный авиационный полк (войсковая часть 23570).
В это время в состав полка входило пять эскадрилий. Ту-16 -1-я, Ил-28 - 2-я, Ту-4 и Ту-95 - 3-я, истребители -4-я, и отд. транспортная эскадрилья.
В 1962г. полк пережил очередную реорганизацию, и получил название 333 отдельный смешанный испытательный авиационный полк (войсковая часть 23570), а с 1964 г. полк стал именоваться 333 отдельный смешанный авиационный полк, в составе эскадрильи Ту-16 и эскадрильи МиГ-21 и МиГ-17.
В наименовании полка слово "испытательный" отобрали, естественно, отобрав у нас часть испытательной тематики. Ветераны помнят, сколько было приложено усилий, чтобы восстановить присвоение нам классности “лётчик (штурман) -испытатель авиационного полка ГНИКИ ВВС “.
В задачи полка на этом этапе входили обеспечение испытаний авиационной и ракетной техники, испытание авиационного оборудования и вооружения, обеспечение тематики частей полигона Капустин Яр и полёты боевую подготовку. За весь период деятельности полк активно участвовал в проведении испытательных полетов. Часть по праву занимала передовые позиции среди частей ГНИКИ ВВС.
В 1968 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке решением военного Совета ВВС полк был награжден памятным Красным знаменем.
В 1978 году награжден Красным знаменем ГНИКИ ВВС.
В 90-е годы объем испытаний, проводимых в Ахтубинске, значительно сократился. Многие разработки сначала были заморожены, а потом и аннулированы, работы по другим темам велись так, что, казалось, конца им не будет.
Полёты на испытания в нашем полку сошли на нет и вообще были прекращены.
Что произошло в дальнейшем, мы все прекрасно помним ….
В 1994 году полк был расформирован, боевое знамя полка сдано в музей.
При расформировании полка одни военнослужащие пожелали уволиться в запас, другие продолжили службу в частях ГЛИЦ.
Время неумолимо, и всё меньше и меньше становится нас, тех кто отдавал долг Родине в рядах нашего полка. Сейчас большинство из тех, кто служил в 333 осап уволены в запас. И хотя официально почти 30 лет полка уже нет, он остается в воспоминаниях и сердцах тех, кто отдал службе в нем часть своей жизни. Нас всех объединяет верность проверенному службой войсковому товариществу, гордость за наш славный полк. И, как говорится, пока мы встречаемся, полк жив.
Сейчас, как память о былых заслугах полка в деле испытания авиационной и ракетной техники, остался наш самолёт Ту-16 у въезда в гарнизон.
Герои Советского Союза и России, служившие в нашем полку:
капитан Луценко В.Д., подполковник Западинский А.С., подполковник Болотов В.Г. полковник Зенцов В.В., подполковник Суриков Э.И., подполковник Богданов Ф.Д. генерал - майор Петров В.И., полковник Петров А.П., подполковник Куимов Н.Д.
Заслуженные лётчики и штурманы-испытатели:
полковник Бобровицкий М.И., полковник Никонов А.Я., полковник Шибаев Н.П. генерал - майор Петров В.И., полковник Петерин Л.Н., полковник Ловков Ю.А., полковник Балбеков А.З., полковник Девочкин А.С., полковник Иванов В.Ф., полковник Максимов С.В. полковник Капорцев В.В., полковник Михалкин В.А., полковник Котлов В.В. полковник Петров А.П., полковник Паршин Г.А., подполковник Куимов Н.Д. полковник Маловечко П.Н.
Заслуженные военные лётчики:
полковник Михалкин А.В., полковник Петров В.П., полковник Омельченко В.К. полковник Еболдов А.В.
Заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат государственной премии, доктор технических наук:
генерал - полковник Аюпов А.И.
В нашем полку начинали службу:
будущий генерал - полковник Кремлёв В.Я. - инженером АЭ Ил-28, будущий генерал - полковник Аюпов А.И. - техником по вооружению АЭ Ту-4, Ту-95 будущий начальник лётной службы 8 ГНИКИ ВВС, затем лётной службы МАП, генерал - майор Петров В.И. – лётчиком - испытателем истребительной АЭ.
Колосов А.В., штурман, ветеран полка.