Чтобы помнили...

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Не могу не опубликовать на Вашей ветке фотографию...
1965_05_09_Участники_ВОВ.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Ramzay

Координатор форума
Не могу не опубликовать на Вашей ветке фотографию...
Сельтенев А.А., было бы более информативно, если бы Вы написали, что за люди представлены, на приведенной фотографии. Хотя бы те, которых Вы помните.
 

Ramzay

Координатор форума
Старший летчик-испытатель
подполковник
БЕЛОКОПЫТОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
(1946-1981)

Белокопытов.jpg
2 февраля 1946 года в Чите родился будущий летчик-испытатель Николай Белокопытов. В 1954 году он пошел в школу. Когда Николай учился в 9-ом классе, родители разошлись. Мать с сыном переехали на постоянное место жительства в г. Красноярск. Здесь Николаю пришлось продолжить учебу в вечерней школе, а днем - работать.

В 1965 году Николай с неплохими оценками оканчивает учебу в вечерней средней школе № 4 и получает аттестат зрелости. В этом же году поступает в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков войск ПВО страны. Он выбрал свой путь, это его призвание, и ему он никогда не изменит.

Трудолюбие и коммуникабельность Николая помогают ему легко войти в новый курсантский коллектив и адаптироваться к учебе в военном училище. С особым увлечением он изучает новые в то время истребители-перехватчики Су-15 и МиГ-25П. Годы учебы прошли в училище быстро. В 1969 году по окончании училища Николаю вручили диплом летчика-инженера и присвоили первичное офицерское звание – «лейтенант». Для прохождения дальнейшей службы лейтенанта Белокопытова направили в строевую часть в истребительный авиационный полк.
Молодого летчика летный состав полка принимает в свой коллектив, помогает быстрее войти в строй. Николай успешно осваивает новый истребитель-перехватчик Су-15ТМ, постоянно совершенствует свое летное мастерство. Летает много и с желанием. В личном деле одни поощрения. Николай Белокопытов подает рапорт о направлении его на учебу в Ахтубинск, в Центр подготовки летчиков-испытателей. Командование пошло ему навстречу.

9 ноября 1973 года у бюро пропусков на КПП № 1 в/ч 15650 стоял старший лейтенант в безупречно подогнанной шинели, шапке сформированной «домиком». Это был Николай Павлович Белокопытов, прибывший поступать в Центр подготовки летчиков-испытателей.
Экзамены он сдал успешно, в этом большую роль сыграла как хорошая теоретическая подготовка, так и то, что он летал на современной технике Су-15 ТМ и имел квалификацию военного летчика 2 класса.

Программу подготовки в Центре он освоил легко. За год обучения Николай Белокопытов набрал налет на 1-ый класс. Председатель квалификационной комиссии авиации ПВО разрешил выполнить контрольную проверку для сдачи на класс в Центре. Учебно-боевого самолета, на котором летал Николай, не было. Ему предложили слетать на новом типе истребителя. Полет должен выполняться ночью в сложных метеоусловиях. Белокопытов прекрасно справился с этим заданием. Приказом Министра Обороны ему была присвоена квалификация «Военный летчик 1-го класса». Вскоре также было присвоено и очередное воинское звание – «капитан».

Перед окончанием Центра Николай уехал в Звездный городок на консультацию по поводу перевода в отряд космонавтов. Он давно мечтал о космосе и готовил себя к этой работе. Занимался спортом – гимнастикой, скалолазанием на известных «столбах» в Красноярском крае. Вернулся из Звездного Николай грустным, ему не рекомендовали проходить медкомиссию в Центральном авиационном госпитале, хотя никакого заболевания не выявили.

По окончании Центра подготовки летчиков-испытателей Николай изъявил желание заняться морской тематикой и получил назначение в г. Феодосию на должность летчика-испытателя истребительного полка 3 Управления войсковой части 15650. В новом коллективе быстро вошел в строй, освоил все имеющиеся вертолеты, в том числе один из сложных, - тяжелый Ми-6.
В 1975 году Николай женился. И через год в 1976 году в семье - прибавление, родилась дочь Наташа.

Майор Белокопытов много летает на испытания. Освоил 22 типа самолетов и их модификаций и 5 вертолетов. Высокое летное мастерство помогает с честью выходить из сложных ситуаций: однажды на вертолете фирмы Камова в полете начались отказы, требующие немедленной посадки, а подходящей площадки не было, и майор Белокопытов Н.П. принял решение посадить вертолет на крышу завода. Вертолет был спасен.

Николай давно и много летает на самолете вертикального взлета и посадки Як-38 с палубы авианесущего крейсера «Киев». Принял участие в пяти дальних морских походах, нес боевую службу в Средиземном море в течение полугода. За образцовое выполнение задания в длительном походе в международных водах его награждают орденом Красной Звезды.
В 1980 году Николаю присвоено очередное воинское звание – «подполковник». Он решил привезти в Крым свою мать. Купил хороший дом в поселке Кировский, но планам его не удалось свершиться…

9 июля 1981 года надо было перегнать Як-38 с аэродрома Саки в Кировский. Полоса в Кировском была на ремонте и посадку можно было выполнить только по вертикальному. Во время полета на Як-38 произошел отказ курсовертикали, что требовало отключения автоматического принудительного катапультирования на этапе вертикальной посадки. В данной ситуации надо было уходить на запасной аэродром Багерово и там выполнять посадку по-самолетному. Однако через 2-3 часа он должен был встречать свою мать в аэропорту Симферополя, машина уже ждала на КПП части. Если он сядет в Багерово, то к прилету матери опоздает.
Як_38.jpg
Николай принимает решение садиться в Кировском по вертикальному с отключенной системой принудительного катапультирования.
При заходе на посадку на высоте 100-150 м при торможении и переходе на режим вертикальной посадки происходит отказ подъемного носового двигателя, и самолет резко переходит на пикирование. Для таких случаев создана система автоматического катапультирования, которая в данный момент была отключена. После осмотра комиссией места катастрофы был сделан вывод, что летчик попытался катапультироваться, но времени для этого не хватило.
Так трагически оборвалась жизнь любимца коллектива, способного летчика-испытателя Николая Павловича Белокопытова.

Для проводов его в последний путь командование института выделило самолет Ту-134, пассажирами которого был первый выпуск летчиков-испытателей Центра с женами.
Николай Павлович Белокопытов похоронен на городском кладбище г. Феодосия, а на месте катастрофы сослуживцы установили памятник - фрагмент Як-38 с соответствующей табличкой.

Имя БЕЛОКОПЫТОВА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

В.М. Чиркин, Р.Н. Лазарев
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Сельтенев А.А., было бы более информативно, если бы Вы написали, что за люди представлены, на приведенной фотографии. Хотя бы те, которых Вы помните.
Матушка еще жива, но живет не со мной. Встречусь с ней только после 15-го. Обязательно попрошу назвать тех кого помнит. Судя по всему это ветераны 8-го управления, где начальником был Гладилин Андрей Семенович, ныне здравствующий (дай бог ему еще долгих лет) и проживающий на Чкаловской. Он на снимке в центре. Но боюсь ошибиться.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Матушка еще жива, но живет не со мной. Встречусь с ней только после 15-го. Обязательно попрошу назвать тех кого помнит. Судя по всему это ветераны 8-го управления, где начальником был Гладилин Андрей Семенович, ныне здравствующий (дай бог ему еще долгих лет) и проживающий на Чкаловской. Он на снимке в центре. Но боюсь ошибиться.
Прошу извинить - не 8, а 9 управление
 

Ramzay

Координатор форума
Обязательно попрошу назвать тех кого помнит. Судя по всему это ветераны 8-го управления, где начальником был Гладилин Андрей Семенович, ныне здравствующий (дай бог ему еще долгих лет) и проживающий на Чкаловской.
Спросите, и обязательно напишите здесь.
 

Ramzay

Координатор форума
УКАЗОМ
Президента Российской Федерации
от 11 сентября 2008 г. № 1349
старшему штурману испытательной авиационной эскадрильи
полковнику
РЖАВИТИНУ ИГОРЮ ВИКТОРОВИЧУ
присвоено звание
"Герой Российской Федерации"
посмертно
Image10.jpg
газета Испытатель № 1(616) от 31.12.08 г.
 

Ramzay

Координатор форума
Штурман – испытатель испытательной авиационной эскадрильи бомбардировщиков отдельного смешанного испытательного авиаполка
лейтенант
БОНДАРЬ Сталий Александрович
(1926-1950)
Бондарь.jpg
О событиях почти 60-летней давности и о судьбе незаурядного молодого штурмана вспоминает ветеран Вооруженных Сил старшина в отставке Николенко Леонид Филиппович, бывший начальник парашютно-десантной службы полка.

Бондарь Сталий Александрович родился 26 января 1926 года в городе Днепропетровске, в рабочей семье. Учебу в школе начал в родном городе. Учился хорошо, школьную программу по всем предметам усваивал. В годы Великой Отечественной войны семья была эвакуирована на Урал, в г. Свердловск. Там в 1943 году Сталий окончил 10 классов в спецшколе ВВС № 13.
Сразу по окончании спецшколы он подает рапорт о призыве добровольцем в армию. 5 июня 1943г. Ордженикидзевский РВК г. Свердловска, призывает его в ряды Вооруженных Сил и направляет в Челябинское военное авиационное училище штурманов.

В училище Сталий учится с большим желанием. В связи с сокращением срока обучения темп учебы был высоким, все время курсантов было расписано по минутам. Сила воли и целеустремленность курсанта Бондаря позволили успешно справляться с учебной программой, нагрузкой, осваивать профессию штурмана и стрелка-радиста авиации дальнего действия. В училище будущие штурманы изучали самолеты Ли-2, Ту-2, Ил-2 и другие.

В декабре 1944 года с отличными показателями курсант Бондарь С.А. окончил Челябинское Краснознаменное военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов Уральского военного округа. По окончании училища ему присвоили первичное офицерское звание «младший лейтенант» и назначили на должность штурмана корабля 37 учебного авиаполка этого училища. Он понимает, что ему, молодому штурману, оказали высокое доверие, оставив в училище. И прилагает все силы и знания для того, чтобы успешно обучать молодых курсантов штурманскому делу. Одновременно он настойчиво повышает свое профессиональное мастерство.
Хотя на фронте ему быть не пришлось, он вместе со всеми военнослужащими училища был награжден медалью «За Победу над Германией».

После победы потребность авиации в летном составе начала сокращаться. Сокращались и наборы в училища. В связи с этим Сталия направляют в феврале 1946 года в строевую часть на должность штурмана корабля отдельной смешанной авиаэскадрильи Уральского военного округа.

При создании во Владимировке полигона для испытательного авиационного полка из строевых частей отбирали наиболее подготовленный летный состав. В это число попал незаурядный молодой штурман Бондарь Сталий Александрович. В декабре 1946 года его переводят сюда. Так Сталий стал штурманом корабля Ли-2 транспортной авиаэскадрильи отдельного смешанного испытательного авиаполка.

В этом полку весь летный состав - участники Великой Отечественной войны. Его, «салагу», не нюхавшего пороха, приняли в свой коллектив хорошо благодаря высокому уровню профессионального мастерства и общительному, неунывающему характеру. В полку много полетов, Сталий всегда готов к работе.

В 1948 году Сталий женится. Жена Зоя Николаевна. Сталий – прекрасный семьянин. В его доме царит атмосфера счастья и покоя. Он знает, что семья - это «тыл», обеспечивающий успешную службу. В этом году его награждают юбилейной медалью «30 лет Советской Армии и Флота».
Он постоянно совершенствует профессиональное мастерство. В период проведения организационно-штатных мероприятий по просьбе Сталия, его назначают на должность штурмана – испытателя в испытательную авиаэскадрилью бомбардировщиков этого же полка.
В полку много полетов. Сталий летал много, освоил бомбардировщики Ту-2, Ил-2, начал изучать Ту-4 (летающая крепость), и новый самолет Ил-28. Регулярно выполнял полеты на испытания и на выполнение заданий учебно-боевой подготовки.

В трагический день 20 декабря 1950 года ничто не предвещало плохого. Была ясная погода, бесснежная зима. В плановой таблице был полет на испытания на постановку САБ (светящаяся авиабомба). Для этой цели подготовлен самолет Ту-2. Экипаж в составе командира Ф. Федоренко, штурмана С. Бондаря и стрелка – радиста Ю. Алексеева. Строго по плановой таблице экипаж вылетел на самолете на выполнение задания. Командир доложил о наборе высоты и выходе в заданную точку. После чего получил команду о постановке (сбросе) САБ. Для этого командир открыл бомболюк и нажал кнопку на сброс светящейся авиабомбы. В этот момент начала развиваться внештатная ситуация - авиабомба не сбросилась, а воспламенилась на подвеске в бомбоотсеке, самолет начал гореть (температура горения превышала 3000оС). Командир сразу дал команду экипажу покинуть самолет. Получив подтверждение о правильно понятой членами экипажа команде, Ф. Федоренко покинул самолет.

Поднятая по тревоге наземная команда поиска вскоре подобрала радиста и командира экипажа. Штурмана в этот день найти не удалось. Только на следующий день ближе к полудню штурман Бондарь Сталий Александрович был найден, но уже мертвым. Его далеко отнесло от первых двух членов экипажа и самолета.
tu2.jpg
Впоследствии было установлено, что штурману пришлось покидать неуправляемый самолет, перешедший в пикирование. Следует сказать, на самолете Ту-2 не было катапульты. Члены экипажа покидали кабину через люк. Одним из способов покидания машины в критической ситуации при невозможности преодолеть сопротивление воздушного потока был ввод в действие парашюта в воздушный поток. Наполняющийся парашют рывком выдергивал члена экипажа из самолета. Возможно, в этот момент Сталий и получил тяжелые травмы, от которых он скончался.

Одна из версий: неудачное покидание самолета. В рывке после наполнения парашюта он сломал ногу, но как мы видим, покинул, наконец, самолет.
Так, возрасте 24-х лет не стало, штурмана – испытателя лейтенанта Сталия Александровича Бондаря. Похоронен на родине, на кладбище города Днепропетровска.

P.S. автор, инициативная группа выражает благодарность отделу кадров войсковой части 15650 в оказании помощи при поиске архивных материалов.

Имя БОНДАРЯ СТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

Лазарев Р.Н.
 

Ramzay

Координатор форума
Старший летчик-испытатель
подполковник
ГУДКОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ
(1933-1970)
Гудков_1.jpg
Родился Иван Семенович Гудков 3 марта 1933 года в селе Вослебово Скопинского района Рязанской области в крестьянской семье. Иван был спокойным, послушным ребенком, но мог и пошалить. Детство Ивана было несладким – он рано потерял родителей. Жизнь с ранних лет начала закалять его характер, научила бороться за себя и самоутверждаться. В школе он учился с желанием, но иногда не выполнял домашние задания, пропускал уроки. Однако к концу учебного года наверстывал пропущенное. Ивану упорства было не занимать, и он действовал так, как того требуют обстоятельства.
Важно подчеркнуть, что еще в детские годы Иван мечтал стать летчиком. И как только подошел возраст, он чтобы осуществить свою заветную мечту, поступает в Липецкую спецшколу ВВС, которую оканчивает в 1952 году. Окончив спецшколу, он не только получил среднее образование, но и определенные навыки авиационной профессии. В этом же году Липецким РВК Иван был призван в армию и направлен на учебу в 26-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Южно-Уральского военного округа. В авиашколе учеба ему нравится, учится Гудков старательно. Черты характера, приобретенные ранее, и умение постоять за себя помогают ему в учебе. После завершения обучения в летной школе, в 1953 году, его направляют для продолжения летной подготовки сначала в Качинское краснознаменное военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова ВВС ВорВО, а затем через год в Батайское военное авиационное училище летчиков имени Серова ВВС Северо-Кавказского военного округа.
Здесь курсант Гудков понимает, что его мечта стать летчиком, может скоро сбыться. Она может стать реальностью, все в его руках. Надо только приложить усилия для овладения летной профессией. Настойчивости и упорства Ивану не занимать. Летает много, с желанием и пониманием всех теоретических основ аэродинамики и практики пилотирования самолета. В совершенстве осваивает пилотирование современных (в то время) истребителей МиГ-15, Ла-15, МиГ-19 и Як-24 и др.

После успешного окончания учебы в 1956 году Гудкову И.С. присваивают воинское звание «лейтенант» и направляют для прохождения дальнейшей службы в истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Туркестанском военном округе.
Летный коллектив полка принял его в свои ряды хорошо. Иван человек широкой натуры. С людьми общается просто и доверительно. Его любят, он ненавязчив. Лейтенант Гудков много летает, совершенствует свое мастерство. В 1957 году ему присваивают классную квалификацию «военный летчик 3-го класса». Через некоторое время он женится. Жена - Галина Михайловна. Женившись, он стал добропорядочным семьянином, заботливым мужем, хорошим хозяином. В 1959 году в семье родился сын Игорь.

Служба в полку складывается удачно. Много летает, совершенствует свое летное мастерство. Его замечают, ставят в пример. В 1958г. ему досрочно присваивают воинское звание «старший лейтенант» Удачно для Ивана Семеновича сложился 1960-й год: в феврале его повысили в должности, назначили на должность командира авиационного звена, в мае присвоили очередное воинское звание «капитан». А в 1961 году присвоили квалификацию «военный летчик 2 класса». В это время он прошел отбор для направления на испытательную работу. В 1962 году, Ивана Семеновича Гудкова направляют в ГК НИИ ВВС на должность летчика-испытателя 2АЭ СЛИ войсковой части 18374.
Особенный коллектив летчиков-испытателей истребителей принял Ивана без проблем, так как они сразу увидели в нем хорошего человека и стоящего летчика. С помощью этого летного коллектива Гудков довольно быстро осваивает новые для себя типы самолетов Су-9, МиГ-21 и их модификации. Его допускают к участию в испытаниях. Мы, ведущие инженеры, всячески способствовали вылетам таким летчикам-испытателям на опытных самолетах. За короткий период Гудков летал почти на всех опытных самолетах нашего отдела: Су-15ТМ, Як-28П и МиГ-25П. Позднее он стал основным летчиком по испытаниям самолета МиГ-25Р.

Его самоотдача по службе обеспечивает рост в воинском звании: в 1963 году он – майор, а в 1966 году – подполковник. В 1965 году его назначают на должность старшего летчика-испытателя и награждают медалью «За безупречную службу» III степени – в 1964 году, и II степени - в 1968 году.
Все у Ивана складывалось хорошо. Служба, работа, учеба, семья. Он заочно окончил Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина краснознаменное училище летчиков. Сын объявил, что пойдет по стопам отца – хочет быть летчиком.

И вот очередная служебная командировка.
О последних днях жизни Гудкова И.С. лучше не скажешь, чем написано в книге В. Кондаурова «Взлетная полоса длинною в жизнь».
«В средней Азии, вблизи населенного пункта Мары, был создан Центр по переподготовке летного состава, отправляемого в район боевых действий. По сравнению с обычными строевыми частями здесь резко повышались требования к условиям ведения воздушного боя, снимались многочисленные ограничения. К тому же подготовка велась в сжатые сроки, и все это не могло не сказаться на безопасности полетов. Для оказания помощи в начале 1970 г. срочно убыл в Мары Иван Семенович Гудков. В последнее время он интенсивно занимался испытаниями различных модификаций МиГ-21. Требовалось выполнить не только показательные полеты, но и подготовить прибывших туда же инструкторов Липецкого Центра переподготовки летного состава ВВС в выполнении интенсивного маневрирования на предельно малых высотах. Улетел и… не вернулся.
mig21um.jpg
В контрольном полете на МиГ-21У, на высоте сто метров, обучаемый, закручивая вираж с максимальным угловым вращением, «перетянул» и самолет вышел на режим сваливания. Как инструктор, Гудков, вероятно, передоверялся достаточно опытному летчику, а когда вмешался, было уже поздно. Все та же тупиковая ситуация – ни высоты, ни скорости. Не спасал даже двигатель, работавший на форсаже. Не оставалось времени и на принятие решения о катапультировании. Именно на принятие решения, поскольку психологически, когда в самолете сидят двое, такое решение всегда дается непросто. В данном случае своевременное вмешательство в управление означало не упустить ту секунду, которая могла бы оставить за спиной то трагическое, после которого нет возврата назад. 6 февраля 1970 года с нами не стало жизнерадостного Вани».

Р.S. Много лет спустя, единственный сын Ивана Семеновича, Игорь, стал летчиком-испытателем. Он работал на фирме Ильюшина, когда в 1999 году одна из его командировок в Африку стала причиной неизлечимого заболевания - новой формой малярии.
В настоящее время в г. Жуковском отец и сын лежат под одной мраморной плитой.

Имя ГУДКОВА ИВАНА СЕМЕНОВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

Лазарев Р.Н.
 

Катрин

New Member
Нашла фото кажется 1974 года. Не знала в какую ветку его выложить, решила сюда. Все равно эти люди уже история "Города в котором летают". Не знаю кто из них жив и где живет сейчас.
На этой фото 7 ноября демонстрация, слева направо:

Василий Аристархович Романов - лётчик-испытатель, фронтовик
Кудряшов - штурман-испытатель
Суслопаров - борт-радист
Козлов Владимир - борт-радист (возможно живет на Украине)
Смирнов Святослав - лётчик-испытатель
Кузьмин Владимир Егорович - штурман-испытатель (погиб в Новосибирске)
Руденко Лев - штурман-испытатель
Марфуненков - штурман-испытатель

 

Ramzay

Координатор форума
Помощник ведущего инженера-испытателя, кинооператор воздушных съемок, инженер-капитан
ЖДАНОВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ
(1933-1966)​
ЖДАНОВ_Л.М..jpg
Человеческая память неувядаема. Прошло уже больше 40 лет со дня трагической гибели Жданова Леонида Михайловича, а время совместной с ним учебы, службы и семейной дружбы память восстанавливает до мелочей.
Леонид родился 22 мая 1933 года на Украине в г. Ворошиловграде (ныне г. Луганск) в семье служащего. По воспоминаниям он рос жизнерадостным, очень общительным ребенком. С детства начал заниматься спортом, достиг хороших результатов – был спортсменом-разрядником по легкой атлетике. Неоднократно участвовал в соревнованиях на беговых дорожках. В школе учился хорошо, прилежен.
У Леонида были хорошие музыкальные способности. Во время учебы в школе, он окончил музыкальное училище по классу фортепьяно и потом всегда с удовольствием играл на нем.

В 1951 году Леонид после успешного окончания 10 классов Лисичанской средней школы поступает в Киевский инженерно-строительный институт. Проучился там он всего год. На первом курсе решает поступить в военное училище, подает заявление в Ленинский райвоенкомат г. Киева и после окончания 1-го курса поступает на радиотехнический факультет Харьковского высшего авиационно-технического военного училища.

Армейская жизнь и овладение другой специальностью не испугали Леонида, а наоборот прибавили ему настойчивости. Выбранная специальность Леониду нравится. Он все силы отдает учебе. Для него и она является той значимой целью, которая необходима ему для самореализации. Внутренняя дисциплина, позволившая «забросить лень» и направить энергию на учебу положительно сказалась на его успеваемости и службе.
В коллективе его любят, обычно он душа компании. Леонида ценят и за то, что он умеет любую ситуацию разрядить шуткой. Спокойный, выдержанный он не любит ссор, конфликтов и по возможности их избегает.
Жданов вместе с однокурсником Шевченко А.Н. постоянно организовывал курсовые вечера отдыха, руководил художественной самодеятельностью.

Благодаря своему доброму, веселому и обаятельному характеру Леонид пользуется успехом у женщин. Но не долго длилась его холостяцкая жизнь. В 1953 году харьковчанка Масахова Тамара Георгиевна завоевала его сердце, вскоре они женятся и создают счастливую семью. На следующий год у них родился сын Сергей и еще через год второй сын – Владислав.
Леонид добропорядочный семьянин, заботливый и вместе с тем требовательный отец, охотно участвовавший в воспитании детей, родившихся в годы учебы в высшем училище, что не сказалось на уровне его успеваемости.
На втором курсе всем курсантам присвоили первичное офицерское звание «младший техник-лейтенант». На 4 курсе всех повысили в звании и присвоили очередное воинское звание - «техник-лейтенант».

В 1957 году Леонид Жданов оканчивает ХВАИВУ с красным дипломом и ему присваивают воинское звание «инженер-лейтенант». С группой выпускников училища в состоявшей из 25 человек (в основном закончивших учебу с золотой медалью или с красным дипломом) он был направлен для прохождения дальнейшей службы в войсковую часть 15650 в хозяйство Финогенова (правда, во всех предписаниях было написано «в распоряжение лейтенанта Финогенова», что возбуждало у всех много догадок «кто же этот могущественный лейтенант».

Так Жданова Л.М. с семьей (и многих других) в 1957 году прибыл на нашу точку. Сначала обстроились в селе Владимировка на частной квартире, затем получила комнату с общей кухней в городке по ул. Волгоградской.
Службу Леонид начал на Грошево в должности начальника телеметрической станции, затем, примерно через год его откомандировывают в фотоотдел морского полигона войсковой части 15650, располагавшегося в Крыму, где он, числясь на должностях в различных частях начал успешно осваивать специальность кинооператора воздушных съемок. И с приходом новых штатов с 28 февраля1961 г. его назначают на должность помощника ведущего инженера-испытателя, кинооператора воздушных съемок в 4 отдел в/ч 21239.

Новой работе Леонид отдает все силы, проявляет инициативу, делает много ценных предложений. Даже со стороны было видно, что его творческая натура как раз подходила к кинооператору воздушных съемок (т.е. высшая совместимость характера и специальности).
За многолетнюю службу им выполнены киносъемки в воздухе схода с истребителей НУРСов, с перехватчиков управляемых ракет и сбросы авиабомб во всем разрешенном диапазоне высот и скоростей полета. По праву мы можем называть Леонида Жданова первооткрывателем аэросъемок нашего города Ахтубинска. Он был одним из авторов сценария и оператором первого фильма о нашем городке, который с высоты полета казался очень зеленым и прекрасным.
Чем бы он не занимался, где бы ни служил, у него всегда устанавливаются хорошие отношения с коллегами и начальством. В 1962 году Леониду Жданову присваивают воинское звание «инженер-капитан».
Обобщая опыт и знания, он начал писать кандидатскую диссертацию, работу над которой он завершил, но не успел защитится.

В тот роковой день 2 июня 1966 года на спарке МиГ-21У надо было выполнить очередную киносъемку схода управляемых ракет с истребителя-перехватчика, который пилотировал летчик-испытатель Котов Ю.А.
Миг_21.jpg
День был очень жарким. Работу постоянно откладывали, самолет долго стоял на старте в боевой готовности. По команде экипаж начал взлет. При разбеге и наборе высоты открылся фонарь второй кабины. Можно предположить, что от резкого воздушного потока кинокамера упала и заклинила ручку управления самолетом (РУС). Самолет упал. Экипаж погиб.
Леонид Михайлович Жданов похоронен в г. Киеве. Жена и оба сына вскоре переехали в Киев, где Тамара Георгиевна Жданова защитила кандидатскую диссертацию. По стопам отца пошли и оба сына, они занимаются научной деятельностью.

Имя ЖДАНОВА ЛЕОНИДА МИХАЙЛОВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

Полковник в отставке
В. Б.Чулков
 

СНВ

Member
Не могу не опубликовать на Вашей ветке фотографию...
Знакомых лиц очень много, но точно знаю: по правую руку от Гладилина А.С (через одного) Карлашов В.Е. (в начале 60-х он был начальником отдела), его жена и дочь Ирина сейчас живут в Киеве, самого его, к сожалению, уже нет. В четвертом ряду слева Кислик В.К. и рядом с ним Самохвалов С.В.
 

Ramzay

Координатор форума
Кузякин Егор Александрович
(28.07.79 - 10.08.08)

Погиб в ходе ведения боевых действий в Южной Осетии.​

IMG_1305.jpg
 

Ramzay

Координатор форума
Старший летчик-испытатель войсковой части 18374
майор ГРОЦКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
(1932-1963)

________2.jpg

Владимир Иванович Гроцкий родился 18 июля 1932 года в крестьянской семье, в селе Красный Яр Балаковского района, Саратовской области.

Владимир в 1939 г. пошел в начальную школу в своем селе. Через несколько лет семья Гроцких переезжает к родственникам в г. Кинешма Ивановской области. В школе на новом месте Владимир, доброжелательный и общительный, быстро вливается в новый коллектив. Он не только хорошо учится в школе, но и посещает различные кружки, особенно усиленно занимается физкультурой. Как и многие его сверстники, по окончании школы решает стать военным.

В июне 1951 года Владимир получает аттестат об окончании средней школы, а через два месяца по направлению отправляется в летное училище. После успешной сдачи вступительных экзаменов его зачисляют курсантом Борисоглебского военного авиационного училища летчиков.

За три года учебы он осваивает самолеты Як-18, Як-11 и современный для того времени истребитель - МиГ-19. По окончании училища, в декабре 1954 года, ему присваивают первое офицерское звание «лейтенант» и направляют в строевую часть – истребительный авиационный полк для прохождения дальнейшей службы.
Одним из направлений боевой подготовки в полку было совершенствование летного мастерства молодых летчиков.
Владимир летает много, и охотно, всегда уверенно выполняет полеты. В полку В.И. Гроцкий прослужил 4 года. За это время его повышают в должности, присваивают воинское звание «старший лейтенант». Он осваивает поступивший на вооружение полка новый самолет - истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Молодого, перспективного летчика командование замечает. Вскоре ему предлагают перевестись в авиационный испытательный полк НИИ ВВС. Владимир соглашается. 17 января 1959 года его назначают на должность старшего летчика-испытателя испытательной авиационной эскадрильи истребителей авиационного полка войсковой части НИИ ВВС.

Новый летный коллектив принял Владимира хорошо. С самого начала службы в испытательном полку старший лейтенант В.И. Гроцкий начинает быстро вникать в специфику летно-испытательной работы, осваивает новый для него истребитель МиГ-21. В мае 1959 года ему присваивают очередное воинское звание «капитан», а через год он получает классную квалификацию - «Военный летчик второго класса». Вскоре, в феврале 1961 года, Владимира переводят и назначают на должность летчика-испытателя в авиационной испытательной эскадрильи службы летных испытаний войсковой части 18374.

В 1963 году в НИИ ВВС на самолете Су-7Б проводились испытания нового прицела для бомбометания с кабрирования - ПБК-1. 15 апреля 1963 года очередной полет по программе испытаний на этой машине выполнял Владимир Иванович Гроцкий. Произошла катастрофа. Самолет разбился, летчик погиб. Вот что пишет об этой трагедии в своих «Воспоминаниях военного летчика-испытателя» Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-лейтенант авиации в отставке С.А. Микоян.

«Самолет шел к цели со скоростью 1050 км/ч на высоте менее 100 метров. Неожиданно у него стали выпускаться посадочные закрылки (могло произойти замыкание в сети или летчик случайно нажал кнопку их выпуска). Скорость полета почти в два раза превышала предельно допустимую по прочности для выпущенных закрылков, поэтому большой кусок закрылка отломился и ударил по половинке горизонтального стабилизатора, отбив ее (она упала на землю вслед за куском закрылка).
На самолете были подвешены три бомбы, но их в обломках не нашли, а «ушки» их подвески оказались разорванными. Ведущий инженер по испытаниям В.Комлюхин что-то посчитал на бумажке и пошел вперед по направлению полета самолета. Примерно в трех километрах он нашел все три оторвавшиеся бомбы. Выяснили, что ушки рассчитаны на силу до 3000 кг. Вес бомбы 100 кг, значит, перегрузка была около 30! Неужели на самолете могла возникнуть такая большая перегрузка? Расчетная разрушающая перегрузка всего 12!

Причиной этого оказалась поломка половины горизонтального стабилизатора. Дело в том, что при полете на предельной приборной скорости создается сильный кабрирующий момент — самолет стремится поднять нос и уйти вверх. Летчик удерживает его в горизонтальном полете почти полной отдачей ручки от себя. Аэродинамические расчеты показали, что при отломленной одной половине управляемого стабилизатора оставшаяся половина не могла удержать самолет в горизонтальном полете, — он «вздыбился», как бы встал поперек направления движения и резко затормозился. Стальные лонжероны его крыла переломились, как спички, еще до удара о землю, Мощные стойки шасси, похожие на стволы тяжелых гаубиц, сорвав замки, рывком выпустились и скрутились под действием силы инерции колес. А бомбы сорвались с подвески. При такой перегрузке летчик погиб, очевидно, еще в воздухе».
Самолет Су-7Б по результатам расследования этой катастрофы подвергся серьезным конструктивным доработкам, повышающих его надежность.

В.И.Гроцкий похоронен на городском кладбище г. Кинешма Ивановской области.

Имя ГРОЦКОГО ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

Полковник в отставке Р.Н. Лазарев
 

Земляк

New Member
Уважаемые земляки Ахтубинцы! Зашел на сайт ГК НИИ ВВС и к своему сожалению обнаружил, что про многих заслуженных летчиках-испытателях и героев СССР и России отсутствует информация. Считаю. что необходимо приложить совместные усилия, чтобы память о героях жила. К счастью многие из них живы и могут рассказать и о себе и о своих товарищах. надо направить в части соответствующую информацию, подключить ветеранские организации Ахтубинска, Чкаловской... Скажите куда присылать материалы, готов оказать посильную помощь.
 

Ahtub

Administrator
Считаю. что необходимо приложить совместные усилия, чтобы память о героях жила. К счастью многие из них живы и могут рассказать и о себе и о своих товарищах. надо направить в части соответствующую информацию, подключить ветеранские организации Ахтубинска, Чкаловской...
Можете прислать мне через личку, а также администратору Максиму(Ramzay).
 

Ramzay

Координатор форума
К 90-летию ГЛИЦ увидела свет книга "Помним всех поимённо...". Издательство Ахтубинск 2010, тираж 2000 экз. Как следует из аннотации, книга представляет собой сборник литературно-исторических очерков. В книге рассказывается о военных испытателях, погибших при исполнении служебных обязанностей, чьи имена увековечены на мемориале "Крыло Икара" в городе Ахтубинск Астраханской области.
Редакционная коллегия:
Герой РФ полковник Р.А. Бариев - председатель,
Герой РФ полковник А.А. Лаптев, полковник В.П. Анцибор, полковник В.Ф. Дуда, полковник О.В. Дудка, полковник Д.В. Зелёный, заслуженный лётчик-испытатель РФ полковник И.Л. Зинов, заслуженный лётчик-испытатель РФ полковник А.П. Кружалин, заслуженный военный лётчик РФ полковник Н.Н. Лавренков, полковник С.Н. Нестеренко, заслуженный штурман-испытатель РФ полковник А.Н. Нечаев, кандидат технических наук полковник Е.Ю. Пушкарский, полковник Р.Ф. Сулейманов, полковник И.И. Терновой, заслуженный лётчик-испытатель РФ полковник В.В. Федосов.

Авторский коллектив:
Герой РФ, заслуженный лётчик-испытатель СССР В.М. Чиркин, Герой РФ О.Е. Мутовин, А.В. Бакунов, заслуженный специалист ВС СССР Б.Г. Баханский, В.Г. Костюченко, Р.Н. Лазарев, О.И. Лисевич, заслуженный штурман-испытатель СССР Л.Н. Руденко, А.А. Симонов, С.С. Скоробогатых, В.В. Удалец, В.Б. Чулков.
img001.jpg
img002.jpg
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Не знаю куда поместить, можно было бы открыть новую тему, например, "Выдающиеся люди Ахтубинска", но почему-то остановился на этой:

Не стало Владимира Александровича Гладченко ( 26.05.2011 г. )
gladchenko.jpg
"Сегодня 26 мая 2011 года на 74 году жизни ушел из жизни Владимир Александрович Гладченко.
Основатель астраханского гандбола. Заслуженный тренер России и СССР.
Коллектив гандбольного клуба «Заря Каспия» выражает глубокие соболезнования родным и близким.
Родился в селе Большая Белозерка, Большебелозерского района Запорожской области 22 октября 1937 года.
В 1959 году закончил Тамбовское Военное АРТУ. Затем проходил военную службу на Балхаше, затем в г.Ахтубинске Астраханской области, где и организовал первую команду по ручному мячу. С конца 60-х годов до 1978 года команда набирала спортивное мастерство, участвуя в гарнизонных, районных и областных соревнованиях.
Гладченко В.А. проживает в г.Астрахани с 1978 года.
Здесь на базе Астраханского научно-исследовательского института вычислительной техники и устройств создал команду «Заря». В 1985 году команда впервые в истории астраханского гандбола вышла в высшую лигу Чемпионата СССР, тогда команда выступала уже под знаменем ВФСО «Динамо».
С 1978 по 1990 г.г. Гладченко В.А. работал тренером молодежной сборной команды РСФСР. В 1980 году ему было присвоено звание «Заслуженного тренера РСФСР».
А в 1989 году – звание «Заслуженного тренера СССР».
В 1990 году команда «Динамо» г.Астрахани стала Чемпионом СССР.
За годы бессменного руководства командой Гладченко В.А. было воспитано немало мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, Олимпийскими Чемпионами стали Игорь Чумак, Андрей Тюменцев, Лев Воронин, Василий Кудинов, Вячеслав Атавин, Олег Киселев.
За свой труд Гладченко В.А. был награжден медалью «За трудовое отличие» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом «Профессионал России», орденом «За заслуги перед Астраханской областью». Почетный гражданин города Астрахани.
С апреля 2010 года по настоящее время занимал должность тренера-консультанта гандбольного клуба «Заря Каспия». "

Жаль ахтубинский период жизни этого человека здесь упомянут мимоходом. Но он наверное был для него решающим. Именно здесь он понял, в чем его настоящее призвание, когда команда ахтубинских пацанов, тренированная им в свободное от военной службы время, в 68-70 годах громила все мужские команды астраханской и волгоградской областей. А на первенстве России составила костяк молодежной сборной России. Этот человек сумел привить настоящую любовь к спорту множеству ахтубинских мальчишек, которую они пронесли через всю жизнь.
Вечная память!
 

Ramzay

Координатор форума
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД АХТУБИНСК»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
24.06.2011
№500-р

Об объявлении трехдневного траура в связи с гибелью летчиков-испытателей 929 ГЛИЦ в авиационной катастрофе

В результате авиационной катастрофы, произошедшей 23 июня 2011 г., трагически погибли летчики-испытатели 929 ГЛИЦ Кружалин Александр Павлович и Спичка Олег Леонидович. Выражая скорбь по погибшим и соболезнуя их родным и близким:

1.Объявить 24, 25 и 26 июня 2011 года днями траура в городе Ахтубинске.
2.Рекомендовать телерадиокомпаниям и учреждениям культуры, расположенным на территории муниципального образования «Город Ахтубинск», отменить в дни траура развлекательные передачи и мероприятия.

Глава муниципального образования
А.А.Нарузбаев
 

Ramzay

Координатор форума
Кружалин Александр Павлович
Заслуженный лётчик-испытатель РФ, полковник
__________._..jpg

Спичка Олег Леонидович
Лётчик-испытатель 1 класса, полковник
________._1..jpg

Вечная память...
 
Сверху