Чтобы помнили...

lvovich

Member
Если помните, был такой случай... Должны были пускать ракету по вертолету. Он на земле стоял, движки завели... А в это время в район пусков рейсовый зашел. Не знаю, как получилось. И ракета (тепловая, я так понимаю) перенацелилась... В общем, сбили Ан - 12. Шесть человек. И все друзья того летчика, который ракету пускал. Так вот, мне рассказывали, что останки у нас в управлении лежали в камере мороза. И потом, когда дело к похоронам подошло...ну нет, не буду, жестоко это...
Год примерно 84 - 86.
Вечная память.
Да уже более 22лет как нет ребят. Летающая лаборатория АН-26 №09,июнь 1985г,сдвиг плановой таблицы полетов из за грозы.В воздухе находилось всего два борта,и обоих свели на одном полигоне,с руководством на разных частотах.Пуск ракетой реагирующей на "частоту"-вращение винта.Экипаж в основном похоронен в Ахтубинске.
 

Ramzay

Координатор форума
Если достанете-прочтите роман Грековой"На испытаниях" Там как раз описана Владимировка(Лихаревка)в стадии становления,конечно нужно учитывать что это худ.произведение.
Мы об этой книге на форуме уже упоминали как-то. Взять её можно здесь
Я быть может повторюсь, но до сих не совсем понимаю восторженных отзывов об этой книге. На мой взгляд, (может быть и немножко грубоватая аналогия) это равносильно тому, как о жизни бойцов в казарме будет писать мама из Комитета солдатских матерей. Вроде бы тоже обо всём знает...
Рассказ об испытаниях в Ахтубинске помимо уже упоминавшихся Б. Орлова и Л. Попова можно найти у В. Кондаурова - "Взлётная полоса длиною в жизнь". Я вот как раз сейчас начал читать С. Микояна - "Воспоминания военного лётчика-испытателя", он тоже рассказывает про нас. Как прочитаю, поделюсь мнением.
 

lvovich

Member
Мы об этой книге на форуме уже упоминали как-то. Взять её можно здесь
Я быть может повторюсь, но до сих не совсем понимаю восторженных отзывов об этой книги. На мой взгляд, (может быть и немножко грубоватая аналогия) это равносильно тому, как о жизни бойцов в казарме будет писать мама из Комитета солдатских матерей. Вроде бы тоже обо всём знает...
Рассказ об испытаниях в Ахтубинске помимо уже упоминавшихся Б. Орлова и Л. Попова можно найти у В. Кондаурова - "Взлётная полоса длиною в жизнь". Я вот как раз сейчас начал читать С. Микояна - "Воспоминания военного лётчика-испытателя", он тоже рассказывает про нас. Как прочитаю, поделюсь мнением.
Не нужно реагировать на книгу Грековой так котегорично,лично для меня она интересна тем,что написана делитантом.Кстати это 1952год когда до Владимировки никому из литераторов и дела не было.Отбросте всю пошлость которая там может есть и подумайте о том в каких условиях становился Ваш любимый город.Описание этого момента в этой книге есть.Между прочим реакция на эту книгу у командования полигона была конкретной-просили запретить как плагиат.Будьте выше того что читаете,и берите из текста только то-что Вам нужно.
 

Ramzay

Координатор форума
Отбросте всю пошлость которая там может есть и подумайте о том в каких условиях становился Ваш любимый город.Описание этого момента в этой книге есть.Между прочим реакция на эту книгу у командования полигона была конкретной-просили запретить как плагиат.Будьте выше того что читаете,и берите из текста только то-что Вам нужно.
Да вот специально и пользовался многими источниками, чтобы составить представление о становление города. Этот источник мне явно не понравился :yes:
Да и по содержанию ничего нового, а тем более интересного для себя я не нашёл.
 

lvovich

Member
Как плагиат? :blink: А можно подробнее?
Прочтите книгу,в ней довольно таки предвзято описан быт и взаимоотношения служащих полигона.А нач.полигона и зам. по тылу описаны как не прочь пропустить по маленькой.Да и вообще,если таблички на деревьях с фамилиями ответственных у одних вызывают сарказм,а для других это действенное средство облагородить природу-то уже это о чем то говорит.А если совсем подробно,то имеет место простая описка,спасибо большое за то что обратили внимание-ну конечно же ПАСКВИЛЬ,слово французское,по нашему-брехня.
 

lvovich

Member
Да вот специально и пользовался многими источниками, чтобы составить представление о становление города. Этот источник мне явно не понравился :blink:
Да и по содержанию ничего нового, а тем более интересного для себя я не нашёл.
Я 23 года прожил в Ахтубинске, и встречая людей разного возраста в разных городах "Союза" со значкамиГК НИИ ВВС на лацканах понял, что наш с Вами город очень спецефичен.У такой достаточно большой массы людей есть очень много общих интересов.Мне нравится понятие "местный патриотизм",поэтому можно быть благодарным той же Грековой,что и она по большому счету не осталась равнодушной к Владимировке.Ну а как она все это воспринимала,это ее дело. Да кстати,еще раз обращаю Ваше внимание на то, что это художественное произведение,да и упоминается там Лихаревка. Как говорил мой друг-живем мы в Ахтубинске,как в большой консервной банке.И говорил он эту фразу с большой любовью...
 

Анна

умница и красавица
Прочтите книгу,в ней довольно таки предвзято описан быт и взаимоотношения служащих полигона.А нач.полигона и зам. по тылу описаны как не прочь пропустить по маленькой. А если совсем подробно,то имеет место простая описка,спасибо большое за то что обратили внимание-ну конечно же ПАСКВИЛЬ,слово французское,по нашему-брехня.
Я читала эту книгу очень давно, спасибо. Перечитывала в этом году. Естественно, определение "плагиат", данное Вами меня насторожило. Не вдаваясь в подробности, хочу заметить, что персонажей, подобных описанным Еленой Сергеевной в Ахтубинске пруд пруди. И книга на звание "документальной хроники" не претендует. Хотя повесть "На испытаниях" меня не впечатлила, намного лучше у Е.С. получаются учебники, на мой взгляд, конечно.
 

lvovich

Member
Я читала эту книгу очень давно, спасибо. Перечитывала в этом году. Естественно, определение "плагиат", данное Вами меня насторожило. Не вдаваясь в подробности, хочу заметить, что персонажей, подобных описанным Еленой Сергеевной в Ахтубинске пруд пруди. И книга на звание "документальной хроники" не претендует. Хотя повесть "На испытаниях" меня не впечатлила, намного лучше у Е.С. получаются учебники, на мой взгляд, конечно.
Вот видите,читали целых два раза.Я же Вам об этом и говорю-местный патриотизм.И не важно как она написана,главное о нашей с Вами Владимировке.Кстати Е.С.действительно с мужем(если я не ошибаюсь он составитель баллистических таблиц)была во Владимировке,ну обидели женщину,не проявили к звезде должного внимания,вот и результат.А могло бы быть совсем иначе...Отдаю должное модератору-палец в рот не клади,сразу же за "плагиат"...Молодец,истенно профессиональный подход.Большое спасибою
 

Ramzay

Координатор форума
Андреев Виктор Михайлович (1923 - 1962) - старший лётчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза (1963).
andreev.jpg

Одна из центральных улиц нашего городка носит имя Героя Советского Союза старшего лётчика-испытателя первого Управления НИИ ВВС им В.П. Чкалова подполковника Андреева Виктора Михайловича.

Он погиб, менее года не дожив до своего 40-летия, но вся его жизнь – пример служения Родине, а подвиг, совершённый Виктором Андреевым в октябре 1562 года - венец этой яркой жизни. О таких подвигах слагают стихи и песни, и очень жаль, что в свое время по разным причинам о нем не могли узнать многие граждане нашей страны.

Виктор Михайлович Андреев родился в городе Москве 29 августа 1923 года, в рабочей семье. К началу Великой Отечественной войны Виктор Андреев окончил девять классов школы. В июле 1941 года он добровольно вступил в ряды ВВС Красной Армии, став вначале мотористом, затем курсантом военной авиационной школы первоначального обучения. После её окончания в 1942 году он поступает в Качинскую авиационную школу пилотов, затем в Высшую школу воздушного боя. В этих шагах Виктора Андреева ярко проявилось его желание стать лётчиком-истребителем высокой квалификации, научиться искусству победы над фашистскими ассами в непосредственных воздушных схватках.

Лётчик-истребитель Андреев воевал на Первом Прибалтийском и Третьем Белорусском фронтах, сражался умело, отважно и мужественно, что подтверждают два боевых ордена Красного Знамени.
Всего же за время службы кроме звания Героя Советского Союза и ордена Ленина, Виктор Андреев награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
После окончания войны В.А. Андреев проходит службу в частях истребительной авиации, непрерывно повышая лётное мастерство. С июня 1957 года капитан Андреев проходит службу в частях истребительной авиации, непрерывно повышая лётное мастерство. С июня 1957 года капитан Андреев на испытательной работе в НИИ ВВС им. В.П. Чкалова.

Начал свою лётно-испытательскую работу В.М. Андреев ещё на Чкаловской, затем вместе со многими своими коллегами по лётной работе, служил в Ахтубинске. Рядом с ним служили такие мастера испытательной работы как Заслуженные лётчики-испытатели В.Г. Иванов, Г.Т. Береговой, П.Н. Белясник, В.С. Котлов, Н.П. Захаров, М.С. Твеленев, Л.Н. Фадеев. Управлением руководил Заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян, которого затем сменил также удостоенный этого высокого звания Андрей Арсенович Манучаров.

Все, кто знал Виктора Михайловича, хранят о нём память как о прекрасном товарище, отличном лётчике, душе коллектива, но в то же время очень скромном человеке.
Подполковник Андреев активно вошёл в испытательную работу как ведущий лётчик по испытаниям. Интересно, что в этих испытаниях в конце сентября 1959 – начале мая 1960 года участвовал тогда бывший помощник ведущего инженера-испытателя НИИ ВВС Владимир Михайлович Комаров, впоследствии прославленный лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, погибший в 1967 году при завершении испытательного полёта на космическом корабле ”Союз-1”.

Летал А. Андреев, испытывая самолёты ОКБ А. Микояна (различные модификации самолётов МиГ-21) и ОКБ П. Сухого (Су-7Б, Су-9, Су-11).

В 1960-62 годах в качестве основного ведущего лётчика В.М. Андреев проводит испытания новейшего комплекса перехвата на основе сверхзвукового истребителя-перехватчика Су-11-8М.

Существует в НИИ ВВС традиция поручать лётчикам-испытателям облёт первых серийных образцов авиационной техники, прошедших государственные испытания. Главная цель этих облётов – удостовериться в достижении серийно выпускаемыми образцами характеристик, заданных тактико-техническими требованиями и подтверждённых государственными лётными испытаниями.

Как ведущий лётчик, при государственных испытаниях перехватчика Су-11-8М, старший лётчик-испытатель первого Управления НИИ ВВС подполковник В.Андреев в конце 1962 года был командирован на авиационный завод в город Новосибирск для облёта одного из первых серийных самолётов Су-11.

31 октября 1962 года в одном из полётов, выполнявшихся В. Андреевым, через четыре минуты после взлёта остановился двигатель, лётчик сумел его запустить, но был вынужден прекратить выполнение задания.

На аэродром, с которого взлетал, он вернуться не мог, тем более что повторная остановка двигателя грозила падением самолёта на заводскую территорию, неизбежными жертвами и большими разрушениями. Виктор Михайлович имел возможность катапультироваться, но все же решил попробовать посадить самолёт на замеченную ранее площадку для возможной посадки.
Новая беда поджидала лётчика: у двигателя ”зависли” обороты (т.е. он не мог обеспечить, требуемой для посадки тяги).

Виктор Михайлович ещё раз подумал о возможности катапультирования и даже передал на землю: ”Катапультируюсь”. Однако решил всё же попытаться посадить самолёт. В результате он осуществил посадку, но из-за малого запаса высоты она получилось очень грубой, как говорят с ”хлыстом” носовой части самолёта на неровную площадку. В результате лётчик получил смертельную травму.

Ценой своей жизни лётчик-испытатель подполковник Виктор Михайлович Андреев спас жизнь многих людей.

24 января 1963 года Указом Президиума верховного Совета СССР старшему лётчику-испытателю НИИ ВВС им. В.П. Чкалова подполковнику В.А. Андрееву за образцовое выполнение служебного долга, за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронен на воинском кладбище около станции Чкаловская.

Информация подготовлена по материалам статьи Б.Г. Баханского любезно предоставленой сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея.

Улица Андреева Виктора Михайловича в городе Ахтубинске.

IMG_0135.jpgIMG_0136.jpg
IMG_0134.jpg

Улица Андреева

Он мог бы покинуть ещё самолёт,
Но под крылом – люди, город, завод...
И крепкой рукою сжимая штурвал,
Он не себя – сотни жизни спасал.

Школьники шумной бегут гурьбой,
Деревья в пушистом инее.
В городе нашем знает любой
Улицу этого имени.

Скорбим, гордимся, помним и верим:
Жизнь свою отдал не зря Андреев.
Русской землею вскормлен и вспоен,
Он песни любил, он песен достоин!

Ветеран в/ч 15650,
Зам. Командира в/ч 18374 по ИАС,
Полковник в отставке
Р.Н. Лазарев.
 

Ramzay

Координатор форума
Финогенов Михаил Сергеевич (1908 -1971)

Михаил Сергеевич родился 12 июля 1908 года в городе Ростов-на-Дону, центре нашего военного округа, в семье рабочего. Он рано лишился отца. Окончив школу, поступает в фабрично-заводское училище в городе Златоуст. Затем работает в железнодорожном депо, откуда был направлен на учебу в рабфак при московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1931 по спецнабору направляется в Качинскую военную школу пилотов. По окончании школы пилотов с отличием его оставляют в школе летчиком-инструктором.

В 1933 году командир звена М.С. Финогенов - первый знаменосец Почетного Революционного Знамени, которым ЦИК СССР наградил Качинское военное училище. Позднее, в 1959 году, его приглашают для вручения этого Знамени лучшей эскадрилье училища, занявшей первое место в соревновании. Будучи командиром авиаэскадрильи участвовал в боях в районе озера Хасан, за что был награжден орденом Красного Знамени.

В Отечественную войну 1941-1945 гг. прошел путь от командира авиационного полка до командира авиадивизии (АД). В 113 авиадивизию Михаил Сергеевич пришел под Тулой в 6 авиаполк в 1943 году. С июля 1943 года по август 1944 года - заместитель командира АД, с сентября 1944 года по сентябрь 1948 года - командир АД. Вместе с дивизией воевал на Воронежском, Западном, Ленинградском, Карельском, 1-ом Белорусском, Забайкальском фронтах. Участвовал в Орловско-Курской битве, на Невельском направлении, в боях за Ленинград, в Петсамо-Киркинесской операции, в Берлинской операции и в боях с милитаристской Японией.

За мужество и отвагу, проявленные на фронтах в Великой Отечественной войне и безупречную службу в Вооруженных силах награжден: орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова II степени, орденом Красной Звезды, иностранным орденом и 12 медалями.

В 1949 году Михаил Сергеевич оканчивает курсы усовершенствования при Командной Военно-Воздушной академии (г. Монино) и занимает ответственные должности в Военно-Воздушных силах: командир авиационного корпуса, заместитель командующего Воздушной Армии.

В 1954 году М.С. Финогенов заканчивает Высшие Академические курсы при Военной Академии Генерального Штаба и назначается начальником Научно-испытательного полигона ВВС №4 - начальником Владимировского, ныне Ахтубинского авиационного гарнизона. Это был сложный период роста нагрузки на уникальную организацию по испытаниям объектов нового вида авиационной техники - ракетного, управляемого вооружения ВВС и войск ПВО страны. Уже велись испытания целого ряда ракет “воздух-воздух”, неуправляемых ракет, крылатых ракет, самолётов-мишеней и др. Впереди, с середины 50-х годов, планировались испытания более сложных объектов вооружения. Необходимо было совершенствовать и расширять производственную, лабораторную базы, стартовые позиции и трассово-измерительный комплекс. Михаил Сергеевич принимает непосредственное участие в этих работах.

Для обеспечения предстоящих испытаний в 1956 году проведены структурные изменения испытательной организации, НИП ВВС №4 преобразуется в Государственный Научно-Испытательный Институт ВВС №6.

В 1956-1960 гг. в институте ведутся эпохальные испытания стратегической крылатой ракеты “Буря” - носителя термоядерного оружия, предвестника космических челноков “Шаттл” и “Буран”, опережающей проект американской крылатой ракеты “Наваха”. В эти же годы велись работы по испытаниям фронтовых крылатых ракет, ракетоносных авиационных комплексов, беспилотных мишеней. Одновременно велось интенсивное строительство - построено свыше 40 жилых домов, две школы, семь гостиниц, Дом офицеров, три детских сада, магазин, ангары, технические позиции, лабораторные корпуса, казармы, склады, гаражи и др.

К концу 50-х годов возникают новые задачи - совместная отработка самолетных систем в комплексных летных испытаниях. С этой целью в 1958-1959 гг., в ГК НИИ создается Управление испытаний комплексов перехвата и истребителей, которое перебазируется во Владимировку, и совместно со специалистами ГОС НИИ 6 по ракетному вооружению начинает испытания новых комплексов перехвата Су-9, МиГ-21, Су-11. В конце 1960 года состоялось новое, ещё более сложное решение: ГК НИИ, ГОС НИИ 6, Воздухоплавательный НИЦ объединяются в единую испытательную организацию. К этому времени, в декабре 1959 года населенные пункты Владимировка, Петропавловка и Ахтуба объединяют в новый город – Ахтубинск.

Руководство объединенной испытательной организацией - ГК НИИ ВВС - войсковая часть 15650 и Ахтубинским авиационным гарнизоном было доверено генерал-лейтенанту Финогенову Михаилу Сергеевичу, что свидетельствует о признании его высоких организаторских и профессиональных качеств.

Начались шестидесятые годы, завершено переформирование частей и подразделений института, основная часть испытательских работ тематического плана ведется на Ахтубинской базе и отвечает новым требованиям по воздушному пространству, по мишенной обстановке, а также по возможностям трассового измерительного комплекса. Продолжаются испытания комплексов Су-9, МиГ-21, Су-15, начинаются испытания комплексов Як-2ВП, Ту-128, МиГ-25, Ту-2Е и др.

Растет авторитет института, сказывается творческая, дружественная обстановка, во взаимодействии института с разработчиками, отраслевыми институтами военной промышленности, с НИУ и ВУЗ ВВС. Большая заслуга в этом руководителя института.

Михаил Сергеевич был прекраснейшей души человек. Большинство работающих с ним специалистов с благоговением вспоминают и отзываются о нем. Он был одним из доступнейших начальников. Он часто не вызывал к себе, а приезжал к подчиненному и беседовал с ним. По особо ответственным и сложным летным экспериментам, он, взяв с собой финансового работника с ведомостью выдачи денежного вознаграждения, встречал экипаж у самолета. Михаил Сергеевич увлеченно, даже с азартом собирал значки. Об этой страсти знали многие и, стараясь сделать приятное, привозили ему значки из разных мест, буквально со всех континентов. Основная тема его коллекции – авиация. Каких только не было значков в его коллекции, и о каждом из них он мог рассказать немало интересного. Среди редких значков у него был значок, которых вьетнамцы сделали ровно тысячу из обломков тысячного сбитого в небе Вьетнама американского самолета.

После увольнения со службы, Михаил Сергеевич приезжал на Чкаловскую почти к каждому рейсовому самолету, встречая людей своего родного института. У него начинали блестеть глаза, так он радовался этим мгновениям - для него это как бы продолжение активной жизни... он привык к работе, не считаясь со временем, быть в гуще людей, там, где труднее, где ответственнее… Он умер 23 сентября 1971 года, похоронен в Москве на Головинском кладбище.

Для увековечения имени начальника НИИ ВВС имени В.П.Чкалова, начальника Ахтубинского авиационного гарнизона, генерал-лейтенанта авиации Финогенова Михаила Сергеевича улица Молодежная города Ахтубинска переименована в улицу имени генерала Финогенова.

Материал подготовлен благодаря информации любезно предоставленной сотрудниками Ахтубинского краеведческого музея, за что им Большая признательность и Огромное спасибо.

Улица Финогенова Михаила Сергеевича в городе Ахтубинске.

IMG_0132.jpgIMG_0133.jpg
 

lvovich

Member
Zencov_VladimirVas.jpgЗенцов Владимир Васильевич
1. 5. 1921 - 31. 1. 1995
Герой Советского Союза
Даты указов

1. 25.07.1958 ( медаль № 11080)

Предыдущая Следующая


Зенцов Владимир Васильевич – лётчик-испытатель Научно-испытательного полигона № 4, подполковник.

Родился 1 мая 1921 года в посёлке шахты №8 «Ветка» (ныне – в черте города Донецк, Украина). Русский. Окончил 9 классов школы и аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков (город Луганск). Служил в строевых частях ВВС. В 1941-1944 годах – лётчик-инструктор Липецкого учебного центра ВВС.

Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1944 года - мае 1945 года – лётчик 242-го бомбардировочного авиационного полка (1-й и 4-й Украинский фронты). Совершил несколько десятков боевых вылетов.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС.

В 1947-1962 годах – лётчик-испытатель 27-го и 333-го отдельных смешанных испытательных авиационных полков Научно-испытательного полигона № 4 (Астраханская область). Участвовал в испытаниях крылатых ракет. Выполнил около 20 катапультирований из самолётов Ил-28, которые использовались в качестве мишеней для крылатых ракет. Лётчик выводил эти самолёты на боевой курс, переключал управление на автопилот и катапультировался. Самолёт после этого поражала крылатая ракета, запущенная с земли или с другого самолёта.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, подполковнику Зенцову Владимиру Васильевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1958 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11080).

В 1962-1972 годах – лётчик-испытатель 558-го отдельного смешанного авиационного полка ГК НИИ ВВС. Выполнял вспомогательные полёты для испытания различного самолётного оборудования и вооружения. В 1973-1976 годах – руководитель полётов лётной службы Филиала ГК НИИ ВВС в Чкаловской. С сентября 1976 года полковник В.В.Зенцов – в запасе.

Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 31 января 1995 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района.

Полковник (1975), военный лётчик 1-го класса (1964). Награждён орденами Ленина (1958), Красного Знамени (1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), 3 орденами Красной Звезды (1954, 1957, 1969), медалями.

В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
 

SaganSS

командир экспедиционного корпуса
30 августа в 16:20 на 149-м километре трассы Москва-Волгоград в 40 километрах от Тулы "Волга", за рулем которой был полковник Раевский, врезалась в "КАМАЗ". Погиб офицер и его жена - Людмила Раевская.

Он проходил службу в должности начальника штаба Государственного летно-испытательного центра министерства обороны России. Звание Героя России ему было присвоено Указом Президента РФ в 1995 году за испытательные полеты, связанные с посадкой самолетов на палубу авианосцев. В 2002 году Раевский был удостоен звания заслуженного летчика-испытателя.

Александр Михайлович Раевский освоил 38 типов самолетов и вертолетов различных модификаций, налетав около 2300 часов. Совершил более двухсот безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца. В профессиональной среде это называется "садиться "на гак" (то есть, при помощи специального приспособления, которым самолет цепляется за палубный трос). В этот момент пилот испытывает невероятное напряжение. В США, например, уже за сто таких посадок летчикам вручают знак "Золотой гак" и считают их гордостью военно-морского флота.

Похоронили его 2 сентября в Москве на Троекуровском кладбище.
Вечная ему память...

P.S. Хорошо помню это награждение-Чиркин, Диордица и Раевский. Им гордился весь ГЛИЦ, вся Россия...

статья 2004 года http://pda.rg.ru/2004/01/29/raevski.html
1961.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Кирилл

Active Member
Вечная память ...
Трасса Мсоква - Волгоград очень сложная , особенно участок Тульской и Рязанской области: разбитая дорога, большой поток фур.
Будьте осторожны за рулем! Лучше доехать на пол часа позже, но без последствий.
 

Lifutina

New Member
Вечная память...Надеюсь в Ахтубинске появиться улица им. А.М. Раевского
 

ДРОН

New Member
Вечная память Александру Михайловичу... Скорблю со всеми Ахтубинцами...
 

zagarin

New Member
Как нелепо... Пройти небо и автокатастрофа. Очень порядочный и душевный человек был. Доступный и простой. Вечная память
 

Mamyka

New Member
Посмотреть вложение 4246Зенцов Владимир Васильевич
1. 5. 1921 - 31. 1. 1995

В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
До сих пор у моих родителей дома хранятся поздравительные открытки, которые Зенцов присылал моему отцу до самого своего ухода.
 

Ramzay

Координатор форума
Опубликование следующих материалов, посвященных испытателям, чьи имена увековечены на мемориале «Крыло Икара» стало возможным благодаря работе с редакцией газеты Испытатель. За что огромная личная благодарность - редактору газеты О. Лябаху и помощнику начальника ГЛИЦ по информационному обеспечению А. Бакунову.

Начальник службы летных испытаний
старший летчик-испытатель полковник
ГОРЕЛОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ
(1949 – 1994)

Горелов.jpg
Есть на городском кладбище города Ахтубинска могила, на обелиске которой фотопортрет русского человека с яркими, выразительными чертами лица, с глубоким, умным взглядом. Такое впечатление, что он хочет что-то сказать каждому, кто останавливается возле скромной могильной ограды. Здесь нашел свой последний приют и успокоение летчик-испытатель первого класса полковник Горелов Вячеслав Николаевич.

Вячеслав Николаевич родился 24 июля 1949 года в городе Туле, где провел свое детство, пошел в 1957 году и окончил в 1967 году среднюю школу. В это же время он занимался в аэроклубе. В 1968 году он поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М. Расковой. Учился легко и увлеченно. Никаких разочарований, а наоборот, пришли уверенность и убеждение, что выбор сделан правильно.

В октябре 1972 г. он оканчивает училище, приказом МО СССР ему было присвоено воинское звание «лейтенант». Свою службу в гвардейском тяжелом бомбардировочном полку, дислоцировавшемся в Полтаве, лейтенант Горелов В.Н. начал в должности помощника командира корабля правого летчика. Он много летает, дисциплинирован, собран. В 1974 году был направлен на курсы командиров кораблей самолета ТУ-16 в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Рязани. После завершения учебы старшего лейтенанта Горелова назначают на должность командира корабля. С должностными обязанностями он успешно справляется, и его назначают на должность командира отряда гвардейского, тяжелого бомбардировочного авиационного полка. В это время на вооружение в полк поступают самолеты Ту-22М2. Капитан Горелов одним из первых переучивается на новый самолет и организует переучивание летного состава отряда.

В эти годы у молодого перспективного летчика окончательно окрепло желание стать испытателем. В 1979 году с должности заместителя командира авиационной эскадрильи тяжелого бомбардировочного полка он поступает, а на следующий год успешно оканчивает Центр подготовки летчиков-испытателей войсковой части 47038.

После окончания Центра майор Горелов В.Н. был назначен на должность летчика-испытателя. К этому времени он зрелый опытный военный летчик. Он легко входит в коллектив испытателей, благодаря своему характеру, простоте общения и притягательности своей натуры. Без раскачки приступает к испытательной работе. Чтобы повысить свои инженерные знания, быть на уровне со специалистами-разработчиками, поступает на самолетный факультет МАИ, который успешно потом оканчивает.

В 1981 году был назначен на должность старшего летчика-испытателя. В 1983 г. подполковнику Горелову В.Н. была присвоена квалификация «летчик-испытатель 2-го класса». Он осваивает новые типы самолетов. Его авторитет среди летчиков, инженерного и технического состава высок, он пользуется заслуженным уважением. Специалистом высокого класса считают Вячеслава Николаевича и специалисты авиационной промышленности.

В 1986 г. его назначают заместителем командира испытательной авиационной эскадрильи, через год присваивают квалификацию «летчик-испытатель 1 – го класса». В 1987 г. Горелова Вячеслава Николаевича назначают командиром эскадрильи, ему присваивают очередное воинское звание «полковник». Все складывается хорошо: он доволен работой, своим положением, полон сил, к нему пришла не только профессиональная, но и жизненная зрелость.
В 1988 г. полковника Горелова В.Н. назначают заместителем начальника службы летных испытаний, а с 1990 г. Вячеслав Николаевич - начальник службы летных испытаний бомбардировочной авиации. Его функциональные обязанности заметно расширились, и он с ними успешно справляется. С этого времени он отвечал за целое направление технической политики, направленной на постоянное совершенствование отечественной бомбардировочной авиации, принимая участие в разработке направлений и конкретных планов ее перспективного развития, а также методов испытаний такой техники и требований к полигонам, на которых эта техника должна испытываться.

Полковник Горелов В.Н. участвует в государственных испытаниях Ту-22мЗ, Ту-160, А-50, А-40, Ил-76ПП, Ан-72Р, специальных летных испытаниях Су-24М, Ту-95МС. За время испытательной деятельности освоил более 30 типов и модификаций самолетов бомбардировочной и истребительной авиации. Налет 3500 часов, из них 1735 на испытания.

В 1991 году он успешно осуществляет уникальную посадку, которую ему было поручено выполнить как одному из самых опытных и высокопрофессиональных летчиков, начальнику службы летных испытаний бомбардировочной авиации.

Уникальность летного эксперимента состояла в несоответствии посадочной полосы музейного аэродрома в пгт. Монино требованиям посадки тяжелого ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М2 и представляла огромный риск для жизни экипажа.

Главную опасность составляли: отсутствие необходимого для посадки аэродромного оборудования, недостаточная длина ВПП и неудовлетворительное её состояние для машины такого класса. Кроме этого, положение усугублялось наличием в конце полосы глубокого оврага и дачными постройками.

Расчет показал, что для посадки необходимо 2300 метров, а овраг начинался уже через 1700 метров. Было принято решение, что экипаж на пробеге должен довернуть вправо и продолжить пробег по проселочной дороге между дачными строениями.

Посадка была произведена 18 марта 1991 г. Заход выполнен на скорости 20 км/ч, меньше разрешенной руководством по летной эксплуатации. И хотя она была совершена благополучно, экипажу все же пришлось пережить несколько тревожных минут: сразу, после того как самолет начал пробег и выпустил тормозной парашют, из-за наледи на полосе и раскисшего местами под весенним солнцем грунта, его начало разворачивать вправо, он пошел левым боком, грозя сломать шасси и перевернуться. В этой критической ситуации роль тормоза сыграла металлическая аэродромная плита, которая зацепилась за правое шасси и, как плуг, пропахала землю. Самолет, развернувшись на 120°, практически хвостом вперед остановился в 300 метрах от оврага, невдалеке от дачных строений. Необходимо отметить, что сложных случаев в летной биографии Горелова было несколько. Но он всегда с честью выходил из сложного положения.
В феврале 1994 года пришел приказ о назначении и переводе полковника Горелова В.Н. на Чкаловскую. Вячеслав Николаевич уже практически заканчивал сдачу дел и должности, оставалось совсем немного.

11 марта 1994 года старший летчик-испытатель полковник Горелов Вячеслав Николаевич не вернулся из полета. В этот день он ушел в небо вместе с другим опытным летчиком-полковником Колбаско Валерием Александровичем на самолете СУ-24М.
Су_24.jpg
Стечение ли случайных обстоятельств, непредвиденный ли отказ техники, или пресловутый человеческий фактор стал причиной катастрофы? Кто ответит? В полете шла оценка возможности пилотирования по дублирующим приборам. При вводе в сложное положение они попали в облака. По официальной версии в этот момент произошел неинформированный отказ авиагоризонта, что привело к потере летчиками пространственной ориентации. Когда самолет вышел из облаков, то стало понятно, что пространственное положение самолета таково, что было поздно даже катапультироваться. Самолет на скорости более 900 км/час столкнулся с землей. Экипаж погиб. Ушли из жизни в рассвете сил красивые, талантливые летчики, которыми мы должны гордиться. Память о них будет жить вечно.

Имя ГОРЕЛОВА ВЯЧЕСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

В. Удалец
полковник в отставке, член международного Союза Славянских журналистов
 

Ramzay

Координатор форума
Начальник летной службы аэродрома
Старший летчик-испытатель полковник
КОЛБАСКО ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1949-1994)

Колбаско.jpg
Послужной список любого военнослужащего есть его второе лицо, по которому можно судить не только о его достижениях в службе в вооруженных силах, от ее начала до окончания, но и о масштабности личности, особенно в сфере практической деятельности, общественной значимости.
Передо мною краткая выписка из личного дела старшего летчика-испытателя, полковника Колбаско Валерия Александровича. Я вчитываюсь в сухие строчки, которые когда-то написали начальники и кадровики и, в который раз представляю его жизнь, яркую, богатую интересными событиями, насыщенную армейскими буднями и, к сожалению, короткую.

Валерий Александрович родился в селе Рожнев Лог, Робриженского района, Алтайского края 1 января 1949г. Здесь же в 1966 году заканчивает среднюю школу. Поступает в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков, которое успешно заканчивает в 1971 году. По окончании училища его назначили на должность летчика в гвардейский бомбардировочный полк бомбардировочной дивизии, базировавшейся в то время в Прибалтийском военном округе.
С этим полком его связывает целое десятилетие. Здесь он совершенствовался как летчик, проходил становление, как командир и необходимо отметить, что вполне успешно. Уже через два года службы в 1973 году лейтенанту Колбаско В.А. присваивают звание старший лейтенант и квалификацию военного летчика 3 класса, назначают на должность старшего летчика. Он целеустремлен, доволен службой, активно участвует в общественной жизни военного коллектива.

В 1974 году приказом командующего Воздушной Армии Валерий Александрович был повышен в должности - назначен командиром звена. К этому времени молодой офицер проявил себя, как талантливый летчик, знающий свое дело, хорошо понимающий задачи стоящие, как перед эскадрильей, так и перед полком в целом. Он растет, как профессионал, в 1975 году ему было присвоено очередное воинское звание «капитан» и квалификация военного летчика 2 класса.
В 1977 году капитана Колбаско В.А. назначают на должность начальника воздушно-огневой и тактической подготовки полка. Через три года в 1980 г приказом Главнокомандующего ВВС он был назначен заместителем командира полка, ему присвоено очередное воинское звание «майор» и квалификация «военный летчик 1 класса».

Нет необходимости перечислять весь послужной список Валерия Александровича. Он довольно внушительный. Упомяну лишь две должности, которые говорят сами за себя. В 1981 году приказом Главкома ВВС майор Колбаско В.А. был назначен начальником штаба бомбардировочного авиационного полка. С этой должностью блестяще справлялся, ему присваивают очередное воинское звание подполковник. Он заканчивает ВВА им. Ю.А. Гагарина.

В 1984 года приказом Министра обороны подполковник Колбаско В.А. был назначен на должность командира бомбардировочного авиационного полка, который находился в Северной группе войск. Имея за плечами большой опыт, Валерий Александрович успешно справляется с обязанностями. В 1986 г. приказом МО СССР ему присваивается звание «полковник».

Он по-прежнему исполнителен, дисциплинирован, коммуникабелен, доступен для подчиненных. Ничто человеческое ему не чуждо. Умеет отдыхать, общаться с друзьями в курсе общественных процессов, происходящих в стране, поддерживает патриотические настроения подчиненных.

В 1988 г. полковника Колбаско В.А. переводят на должность старшего летчика-инструктора авиационного корпуса. Он принимал непосредственное участие в обеспечении вывода советских войск с территории Афганистана. Совершил несколько боевых вылетов.
В войсковую часть 15650 он прибыл 24.06.89г. на должность начальника летной службы аэродрома - старшего летчика-испытателя.

Со свойственной ему ответственностью взялся за исполнение своих служебных обязанностей. Имея огромный опыт в организации летной работы, он поднимает подготовку и обеспечение полетов группой руководства полетами на более высокий уровень.

В 1991 году Валерий Александрович экстерном заканчивает Центр подготовки летчиков-испытателей.

Как вспоминают сослуживцы - летал с большим удовольствием. Отличало его то, что требовательность к подчиненным сочеталась с не меньшей требовательностью к себе. Он был педантом во всех вопросах – особенно в отработке документов.

11 марта 1994г. он ушел в полет на самолете Су-24М вместе с летчиком-испытателем 1 класса Гореловым Вячеславом Николаевичем. Полет проходил в сложных метеоусловиях. При пробивании облачности на малой высоте, произошло столкновение с землей. Летчики погибли.
Что это? Плохое руководство полетами, ошибка летчиков или случайное стечение обстоятельств вместе с пресловутым человеческим фактором. Это тайна, которую унесли с собой эти замечательные офицеры профессионалы, патриоты своей Родины.

Вскоре после гибели Валерия Александровича, его жена Людмила Васильевна уехала из Ахтубинска, что в значительной степени затруднило работу над этим материалом.

Имя КОЛБАСКО ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА навечно занесено в скорбный список испытателей, не вернувшихся из полета.

В. Удалец
полковник в отставке, член международного Союза Славянских журналистов
 
Сверху