Моя версия происхождения некоторых топонимов Баскунчака.

Моя версия происхождения некоторых топонимов Баскунчака.

(цит.) Основное значение и главное назначение географического названия — фиксация места на поверхности Земли. (Что бы не убежало. прим. автора). На Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года было принято решение (подписанное и СССР): «не допускать искажения и переименования исторических топонимов». Ура товарищи!

Многие краеведы и лингвисты красиво жонглируют разными гипотезами о том или ином топониме, но, не все из них привязывают свои идеи непосредственно к месту на карте, и времени в истории, а ведь происхождение топонимов очень часто происходит от особенностей ландшафта в конкретное историческое время.

Топонимика сама по себе довольно ненадёжная наука. Пытаться выяснить значение названий и их происхождение спустя сотни лет и десятки поколений, не имея точных сведений о языке топонима и диалектах на которых говорили местные жители, - непростая задача, вроде гадания на кофейной гуще. Разбор названий превращается в лингвистическую, философскую и даже софистическую тренировку мозга, но не более. Не имея исторических, документированных сведений о конкретных топонимах, нет возможности получить 100% ответ. О Баскунчакском районе таких сведений нет. Или мне они неизвестны.

Поэтому будут только гипотезы, одна красивее другой, и одна логичнее другой, а данную главу можно считать полностью развлекательной. Но если кто обнаружит косяк или захочет дополнить, я рад посраться, хм, подискутировать.

Где найти самые проверенные сведения о географических названиях?! Ага, в географических картах, и я нашёл несколько, разной свежести, в них можно достоверно узнать, как назывался тот или иной объект на карте, в конкретное время, а значит, по ним можно проследить, как изменялись названия на местности, и как изменялась сама местность.

Самая древняя подробная карта Баскунчака, которую я нашёл, это карта из атласа Пётра Симона Палласа 1788 года. Несмотря на кажущуюся условность, карта весьма достоверна и отражает несколько ключевых объектов на местности.

С топонима «Баскунчак» и начнём. Очевидно это название солёного озера. Однако местные жители, в общении, говоря: - «поеду на Баскунчак» или «приехал с Баскунчака», могут иметь в виду и само озеро, и гору Богдо, и заповедник, и посёлки «Нижний, Средний и Верхний Баскунчаки». При этом само озеро имеется в виду реже всего. Люди в основном заняты делами а не купанием в рапе. То есть под Баскунчаком понимается местность, что прикольно. Но не необычно. Часто по имени реки называют посёлок, а по имени озера – базу отдыха. Озеро Баскунчак, значит и посёлок Баскунчак.

Однако на карте Палласа озеро называется не Баскунчак! Оно называется «Солёное Озеро Богдо». Опа! И я очень сомневаюсь, что Паллас был столь невнимательным, что неправильно назвал озеро на карте, не спросив у местных жителей. Он же не из астраханского РГО был. Это значит, что озеро имело название по имени горы Большое Богдо, что логично и часто встречается в топонимике. Или наоборот, что менее логично, но не невероятно, в главе про Богдо-Карасунь, я докажу что так и было.

На карте 1770 года, озеро Баскунчак называется - «Баскунчатское Солёное озеро». На более поздних картах, начиная с 1820 года, озеро называется «Озеро Баскучатское» (так в карте, возможно пропущена буква). На карте 1843 года, «Озеро Боскунчатское». Тоже не опечатка, но, возможно это связано с правописанием того времени. 1909 - «Соляное озеро Баскунчакское». И только на картах 1918 года и позднее озеро называется «Баскунчак».

Справедливости ради, нужно отметить, что на карте «кордонныхъ постовъ противъ киргизъ-кайсаковъ 1803-1862годов» озеро называется «Баскунчакъ» а кордон «Баскунчакский», но на большинстве дореволюционных карт озеро называется не именем собственным, а прилагательным «Баскунчакское». И только после революции 1917 года озеро на картах окончательно называется «Баскунчак».

Это значит, что большую часть исторически обозримого времени озеро не называлось Баскунчак, а носило имя прилагательное. И это имеет значение.

Почему кордон Баскунчакский? Почему пещера Баскунчакская? Почему озеро Баскунчакское? Наверное, по имени местности или географической привязки. Значит и кордон, и пещера, и озеро находятся в районе Баскунчака, или около него. А что такое Баскунчак? Чем может быть Баскунчак на местности? Или почему местность называется Баскунчак?

Местность часто носит название определённое очевидными особенностями: Твин-Пикс – две горы, Уч-Кудук – три колодца, Пяти-Горск – возле пяти гор. Астраханские топонимы «Три протока» (у местных – «Три протоки») и «Семибугры» не нуждаются в пояснении. Вероятно, и в топониме Баскунчак есть определение?! Самые распространённые – Бас-Кунчак - голова собаки, или голова лошади. Простое объяснение: с вершины горы Богдо силуэт озера напоминает собачью голову. Ну, нет. Я много раз был на вершине в разном помутнении рассудка и никакой схожести с головой собаки я не видел, в отличии, например, от горы «Пушкин-тау» в Дагестане, которая действительно напоминает профиль Пушкинсана.

Есть ещё легенда, типа того, что, то ли у озера на шесте висела голова лошади, то ли в озеро упала собака и осталась торчать только её окаменевшая голова. Очевидно, что и то и то, довольно ненадёжная географическая привязка, в сравнении с ранее приведёнными, так как мало кто заметит такой элемент ландшафта с расстояния хотя бы метров сто, и просуществует сей ориентир несколько лет, от силы. И очевидно, я привёл топонимы, которые содержат в названии числительные. Это я намекаю.

Топонимы записывали со слов местных жителей, как слышали картографы, местное население говорило на нескольких языках и произношение одного и того же топонима могло звучать очень по-разному. В нашем районе кыргызских степей приставка «бас, бес, беш, биш» как правило, тоже обозначает числительное: Бес-шокы, он же Биш-Чохо, - пять бугров; Бишь Уба - пять трясин, хотя это название бугра по особенностям местности. А так же пара всем известных онимов, типа: биш-бармак - пять пальцев (блюдо) и шеш-беш - шесть-пять – игра, нарды.

Так почему краеведы решили, что в топониме Бас-кунчак корень «бас» обозначает голову? Я вот не знаю ни одного исторического топонима в регионе с приставкой в названии обозначающей «голова». Я много чего не знаю. Итак, логично допустим, что первый корень в названии – это пять, но чего пять может быть в регионе? Гора одна, пещер множество, визуальных привязок на горизонте нет.

Недолго думая можно принять второй корень в популярном толковании – кунчак - лошадь, тогда Бас-Кунчак - пять лошадей. Красиво, но довольно странно называть географическую привязку по количеству лошадей. Ведь это количество может измениться и сами лошади туда-сюда бегают.

А что может быть постоянным на земле? Географические места! То есть места, которые не убегут как лошади. У слова Кунчак, есть вариант, в татарском — «место ночлега». И татарский, это тюркский. Почему нет?! Но какие места ночлегов могут иметься в виду?

Что в первую очередь ищет кочевник в бесконечной и жаркой степи?! – Воду! Нет лучшего ночлега в степи, чем у пресного озера или у колодца. Вокруг озера жило много народу. На старинных картах отмечены десятки хуторов, ставок и кошар. Люди жили охотой, солепромыслом, скотоводством и огородничеством, и всем была нужна вода, людям, скоту, растениям. И вода пресная, пригодная для питья, а мы говорим про пустыню и про времена, когда водопровод Джелга-Баскунчак не был ещё проложен. Так где же брали питьевую воду в пустыне, в 40ка километрах от ближайшей реки? И вот тут карта Палласа 1788 года и даёт повод к размышлению.

На карте у Палласа мы видим 4 места обозначенные как «копань». «Копань» - «яма, ров, выкопанные для собирания дождевых или грунтовых вод в засушливых местах». Что мы имеем на местности?: Колодец в балке Суриковская, там, где до 1990 года был колодец и дамба. На самой горе была постоянная ставка; Дамба и колодец в балке Кордоная, где исторически стоял кордонный пост «Баскунчакский», от чего балка и получила название; Колодец в балке Пещерная, и дамба в балке Белая. Между ними, стояла ставка «Верхняя Будка», она же ставка «Верхняя Озёрная». В итоге получается 4 копани, но три посёлка, что-то не сходится. Сам вижу.

А где ещё мог переночевать путник у озера Баскунчак, где есть пресная вода и исторически стояли ставки или хутора? Пресноводное озеро Тургай и пресноводное озеро Карасунь. И вот теперь всё сходится. 1- Колодец в балке Суриковская; 2 – Дамба в балке Кордонная; 3 – колодец и дамба в ставке Озёрная; 4 – Озеро Тургай; 5 - озеро Кара-Сунь.

Всего пять! Пять исторических мест, где есть (была) пресная вода и постоянно жили люди. Все эти места, были настоящими оазисами в степи, с огромными деревьями, с камышовыми крепями и множеством живности вокруг. Для практичных кочевых народов это важнее, чем голова лошади на палке.

«Бас-Кунчак» это «Пять Оазисов»!

Однако оазисом принято считать природный остров зелени посреди пустыни. На Баскунчаке нет естественных оазисов. Все источники воды в районе Баскунчака, хоть и являются природными, но для удобного пользования и накопления бОльшего количества воды, все они улучшены и оборудованы человеком. Балки перекрыты дамбами, чтобы большая часть воды не стекла в солёное озеро, а скапливалась в полуискуственные озера, вырыты колодцы и оснащены поилками для скота. Но всё-таки это была ещё пустыня, и поэтому для более благоприятного пребывания вокруг водоёмов высажены деревья и сады. Именно поэтому на картах Палласа они называются «копани» а не «колодцы». Даже природные озера Тургай и Карасун были просто огромными лужами посреди степи, но человек засадил по берегам деревья, и получились естественные водоёмы улучшенные садами. Только благодаря столетиям постоянного труда, округа Баскунчака стала пригодна для постоянной жизни человека.

Так как на самых старых картах озеро называлось «Баскучатское» я решил проверить и корень «кучат». Кучат - с таджикского - питомник; ясли. На узбекском – «куйчат» - рассада; саженец. Опираясь на эту версию, выходит, что звучание топонима, выглядело скорее так: Бас-Куйчат.

И тогда название на самых старых картах – «Озеро Баскучатское» оказывается исторически верным! А значение «Бас-Кучат» – пять садов.

По пустыне люди ходят от воды к воде. Источники питьевой воды, - самые важные ориентиры в пустыне! «Бас-Кунчак» - «Пять Оазисов» или «Бас-Кучат» – «Пять Садов» разве не красивые и логичные названия для такого неприветливого места на земле?! Может эта гипотеза и не научнее остальных, зато красивее.

Ну и ещё одна версия: «Куйчат» «куйiк» на казахском – ожоги, «Басы» - голова. Тогда получается «Бас Куйчат» - обожжённая голова, что в данном регионе летом, более чем достоверно, и ближе к историческому названию на картах – «Баскучатское».


Продолжение следует.
 

Вложения

  • 1770.jpg
    1770.jpg
    188,9 KB · Просмотры: 11
  • 1788.jpg
    1788.jpg
    377,4 KB · Просмотры: 10
«Богдо» - «Карасунь»

Теперь покусимся на священное! Именно так – «священная» толкуют название горы «Богдо» переводя с монгольского. Но на старых картах она называется – «Богда»!

Звучание этого корня в монгольском – скорее «богд», а согласная появляется при произношении (огласовке) вслух или для связки со следующим корнем, например: в словах Богдохан и Богдо-гэгэн. Так что и популярное и неоспоримое историческое название высшей точки в прикаспийской низменности может и не быть связано с монгольским корнем – «богд». И у монголов везде «богд» определение чего-то – «священная гора», «священный хребет»: Богд-Хан-Уул; Барун-Богдо-Ула; Богдо-Ула. Везде добавляя корень «уулын» - «ула» - гора.

Но гора «Богдо» называется не «Богдо-Ула». А может они называли «Богдо» не гору?! А что? Калмыки в этих степях давно шарились, ещё, когда были монголами. И монголы могли назвать невысокие горы именами «Богдо», но что священного и ценного в голой горе посреди степи? в краях монголов этим никого не удивишь. А вот соль монголам важна и нужна, как и вода, и тогда озеро должно называться «Богдо», по аналогии с Эльтоном – «алтын» – золото, а «Богдо» - священное. Вполне логично, и тут вспоминаем карту Палласа 1788 года, на которой озеро Баскунчак так и называется «Соленое Озеро Богдо»! об этом я говорил, когда писал о «Баскунчаке».

Вода по-монгольски – «усн», тогда почему, озеро называется не «Богдо-Усн»? А в регионе есть несколько объектов носящих в топониме корень «усн» - «Кара-Усунь», «Су-юндук», «Сайхин», «Шунгай», «Карасу». Может потому что для монголов рапа не вода? ведь в озере берут соль, а не воду. А как на монгольском соль? – «давс»! И если мы соединим корень «богд» и корень «давс» - то звучание будет - «богдавс», что очень созвучно – «Богда». Становится понятно, почему слово звучит будто в нём один корень, а их два. Может солёное озеро «Богд-Давс» означает - «Священная Соль»?! Красиво.

Но не всё. На картах 1807-1823 годов есть такой топоним: «Гора Богда или Караусунь, где самая чистая соль», и это вряд ли ошибка, так как на карте отмечены и озеро «Хара Усунь» (Карасунь), и озеро «Торгой» (Тургай), и гора «Мобогда» (Малое Богдо), и кордон «Мобогдинский».

У топонимов бывают и синонимы: «Сагарматха» – мать снегов или ветров, «Чомолунгма» - божественная мать. То есть опять определение по качествам объекта. Никому же не надо напоминать, что Эверест самая высшая точка на планете?! Только европейцы назвали гору Эверест. Сэр Джордж Эверест — валлийский географ, который занимал пост главного геодезиста Индии, при этом, сам Эверест был сильно против, но вскоре, помер и его не спросили. Интересно, если бы РГО предложило гору «Богдо» называть синонимом - «Головачёв», Илья бы согласился? Правда, топоним «Большой Головачёв», имеет корень «большой», а это моё погоняло в те годы, так называл меня Сам Головачёв. Это ему будет напоминать обо мне, что я впереди него. Нет, он не согласится, я думаю.

А что с водой? Почему у горы Богдо был синоним «Караусунь» - «чёрная вода»? Топоним «Карасунь», традиционно переводят как «чёрная вода». Это вряд ли стоит подвергать сомнению, так как топоним распространён и в других регионах, и, как правило, так называется озеро или речка или ключ. Корень «кара» – «чёрный», имеет не одно значение: это также - «простой», «бедный», «подземный», «грязный». Карадаг – чёрная гора, Карасу - небольшая речка, Караул — посёлок простолюдинов, стража или дозор.

«Караусунь» могли называть гору, так как одна из самых водоносных балок – это балка Суриковская, что собирает воду с плато Богдо, начинаясь у самого подножия и через 3,5 км впадающую в озеро. Грязный поток нёс тонны песка, образовывая большой конус выноса, и загрязняя драгоценную соль. И поэтому могли говорить - Гора – грязная вода.

Гору могли назвать «Караусунь» по имени территории у подножия, которая изобилует небольшими пещерами с пресной водой, и балками поставляющими воду в Баскунчак. Теперь урочище называют Шарбулак. «Кара-кхара» — «чёрный», и «булак-булакх» — «речка», «ручей», «источник». Кажется, наводит на мысль о воде? Иногда переводят с калмыцкого как — «Сары-Булакх» - «жёлтый источник», но указаний на местоположение я не нашёл. На Шарбулаке нет надёжных источников пресной воды, кроме нескольких гидралинз, аккумулирующих воду в небольшие, пересыхающие озера, но за счёт водоупорной подложки, вода остаётся в грунте надолго. Это единственное мне известное место, где стоял «Струбной Колодезъ» не связанный с гидросистемой Баскунчака, где постоянно была питьевая вода. В 2км от хутора «Потешин», ныне «8 марта». После того как сломали колодец с журавлём, это место непросто найти в степи без навигатора. Нет на Шорбулаке жёлтых источников. Но есть «Кара-Усунь».

Шарбулак представлен цепочкой пещер, некоторые обводнены, и системой балок, собирающих воду в эти пещеры. То есть топоним «Шарбулак» полный синоним топониму «Караусунь». А «Карасунь» – синоним топониму «Богда». А гора Богдо, геологически, является частью урочища.

И все танцы с названиями и смыслами крутятся вокруг воды! Даже гора называлась – «Чёрная ВОДА». Получается круговерть: озеро называлось «Богда» - «Священная Соль», а гора называлась «Караусунь» - «Чёрная Вода»; потом озеро стали называть «Баскучатское» - «Пять источников», а гору назвали «Богда», с 1862 года «Богдо». «Карасунь» стал «Шарбулаком». А куда «переехал» Карасунь?

Как бы в этом разобраться не спившись?

И мы логично подошли к топониму «Карасунь», «Караусунь», «Хара-Усунь», лексическое значение которого я не оспариваю, я оспариваю его принадлежность к озеру, которое сейчас так называется. Потому что на некоторых картах у этого озера своё имя собственное, - с 1816-1820 «Хара-Усунь», с 1842-1865 «Кулабiя», «Кулибiя».

Давайте разберём топоним «Кулабия».

В тюркских языках корень «Бия, Байя, Бай» означает богатый, благородный человек, то есть Бай. Такой корень очень распространён в топонимах и онимах: «ала-бай» - «ала» (пёстрый) и «бай» (богатый); «Байкал» – «Бай-куль» (Богатое озеро), «Боткуль». «Кул», «Куль, «Кели» - озеро. Значит «Кулибия» это «Куль-Бая» - озеро богачей. Байкуль – наоборот. По смыслу это скорее подходит к озеру Баскунчак, и я даже нашёл карту, где так названо озеро.

Но мне мало и я предлагаю ещё вариант: «Кула», «кола» — «саврасый», «буланый», «светлый», «ат» — «лошадь». «Кула-ат» – «светлая лошадь», «саврасая лошадь». «Кула-ат-Бия» - «светлая лошадь бая». Почему нет?

И тут я ступаю на скользкий лёд неподтверждённых легенд. Приведу цитату из рассказа молодой москвички, написанного в 1993 году, она записала его со слов Владимира Ильича (отца) Головачёва. Я лишь присутствовал рядом.

(цитата) «Когда-то на этом месте был холм (это действительно возвышенное место с огромной воронкой, в которой вода и по краям деревья). Так вот: – однажды на этот холм въехал всадник на белом коне, и вдруг холм рухнул, всадник провалился. И его потом нашли далеко-далеко от этого места, за Астраханью, в дельте Волги…» Еще ходят слухи, что когда-то здесь жил чабан, который смотрел за озером. Он куда-то ходил, и прочищал озеро, и вода стояла до самых краев той воронки, в которой теперь растут деревья. И это значило, что озеро сообщается с пещерами. (конец цитаты)

Ильич на байки горазд, но в основном про себя. Если бы он сказал что сам на бугор въехал, я бы не поверил, но в крае гуляют разные слухи, и, беседуя со старыми чабанами, ещё в конце 60х, он мог услышать такую легенду. Однако в источниках я её не нашёл.

Топоним – «светлая лошадь бая» перекликается с легендой об озере «Карасунь. Что оно образовалось, когда Бай на лошади въехал на бугор, а тот под ним провалился, и образовалось озеро. Если это так, то легенда подтверждает карстовое, обвальное происхождение озера «Кулабия», ныне «Карасунь». Такое вполне могло произойти на самом деле, или люди, увидев провалившуюся гору и возникшее озеро на её месте, могли такую легенду сочинить.

Красивая и вполне логичная версия.
 

Вложения

  • 1816.jpg
    1816.jpg
    166,6 KB · Просмотры: 8
  • 1820.jpg
    1820.jpg
    181,7 KB · Просмотры: 8

Ёprst

Well-Known Member
Ждëм разбор топонимики Ахтубы.
А мне интересно название Вортуба ;)
 
Ждëм разбор топонимики Ахтубы.
А мне интересно название Вортуба ;)
С Ахтубой всё довольно понятно и описано многими авторами. Ахтуба это два казахских корня: «ак» – белый, «түбі» – дно. Наиболее вероятное и логическое объяснение, так как цвет песка Ахтубинских пляжей очень светлый.

Вортуба или Вертуба по аналогии с Ахтубой может иметь тот же корень «түбі» – дно, а второй «вор», «вер» может быть корнем «бор» - мел. Можно предположить, что дно речки сложено мелами, но я лично на этой речке никогда не был.

Дело в том, что некоторые топонимы края имеют вполне достоверные значения, а вот некоторые своё смысловое содержание утратили и остались только непонятные слова на картах. Именно спорные топонимы я и решил проанализировать.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Происхождение и трансформирование названий может конечно тема интересная для узкого круга ученых лингвистов и филологов, но как мне кажется не имеет ни какого физического смысла. (Без обид). Дискутировать здесь можно до бесконечности, при том каждый участник дискуссии все равно останется при своем, как ему кажется, абсолютно правильном мнении. К примеру, река "Кама". Ну казалось бы 100%-й санскрит по всем показателям и думать нечего - "Путь", абсолютное совпадение с историческими и физическими корнями. Тем не менее каких только теорий не начитаешься от псевдоученых разных национальностей, проживающих по берегам этой реки, на какие только языки не ссылаются, какие только "холмы" не вспоминают.
Гораздо полезнее подискутировать, по моему мнению, о физическом происхождении и истории природных объектов. Эта дискуссия может родить некоторые полезные выводы о прошлом и очень полезные - о будущем объекта.
 
Top.Mail.Ru
Сверху