Историческая

A.Topol

New Member
Основные пути передвижения хазар в лесных регионах проходили по руслам рек. Шелковый путь в Индию шел через пустыни Средней Азии к Аральскому морю. Путь в Римскую империю и Византию пролегал по Черному морю и его побережью. Путь в Персию проходил по западному берегу Каспийского моря.
Хазария стояла на перепутье нескольких основных дорог. Караванный путь в тюркские государства Средней Азии, а через них, в Персию, Индию проходил по восточному побережью Каспийского моря через город Горган. Персидские военные походы хазар и нападения Сасанидского государства на Хазарию проходили западно-прикаспийским маршрутом через Боб Аль Бавобоб. Морской путь в Персию проходил по Каспийскому (Хазарскому) морю с остановкой на острове Абескун (Мангышлак). Если все исторические документы называют море хазарским, это означает, что хазары успешно плавали по этому морю и господствовали на нем. Доставка камней с Мангышлака требовала значительных мореходных навыков.
Северные территории Хазарии были покрыты лесами, не имеющими дорог, поэтому миграция людей в северном направлении происходила по руслам рек. Зимой эти русла являлись прекрасной дорогой для конно-санного передвижения, а летом - для сплава на речных судах. Вызывает большие сомнения правдоподобность версий о том, что в страну хазар по Волге попадали суда руссов. Во-первых, на берегах Волге не было поселений руссов, и строить суда там лесные жители - руссы не могли. Во-вторых, преподносимая в учебниках истории версия, что руссы перетаскивали суда из Днепра или с Волхова через дремучие леса на Волгу вызывает улыбку. Это не умели делать и в те времена, когда появились дороги, что же говорить о каких-то волоках через дремучие северные леса. Некоторые исторические описания рисуют «хазарский путь» руссов на Волгу из Черного моря по Дону через наволок в районе Волго-Донского канала, но это почти 70 километров по многочисленным балкам! Переволока из Дона в Волгу действительно существовала, но находилась она севернее, в районе современного Камышина, где приток Дона река Иловля близко подходит к реке Камышинки, впадающей в Волгу. А между тем есть четкое сообщение хазарского кагана Иосифа: «…Я живу у входа в реку и не пускаю русов, приходящих на кораблях, чтобы идти на исмаильтян, и всех врагов на суше приходить к «Воротам». Я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны…»
Сообщение хазарского кагана перекликается со сведениями ал-Масуди: «Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся урманы [лесные люди], которые более многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар. Не ранее 912 года около 500 судов их прибыли в пролив Нитаса, соединенный с Хазарским морем. Здесь находятся хорошо снаряженные люди хазарского царя, чтобы оказывать сопротивление каждому, кто идет с этого моря или с той стороны земли, части которой простираются от Хазарского (Каспийского) моря до Нитас» (Танаис) [цитата по публикации Минорского В.Ф. «История Ширвана и Дербента»].
1500 лет назад Дон впадал в Азовское море значительно восточнее. Азовское море имело судоходный залив Танаис, который потом ошибочно идентифицировали с рекой Дон. В Танаис впадал Дон и несколько полноводных, пока вода не забиралась на ирригацию так интенсивно, рек Северного Кавказа, делая залив-реку судоходным. Залив, в свою очередь, являлся остатком древнего пролива, соединявшего Азовское и Каспийское моря. Рассматривая интенсивность выноса речных отложений Доном и реками Северного Кавказа, естественным размывом западного берега и заиливанием восточного, следует предположить, что 2000 – 1500 лет назад Маныч был судоходным заливом (рекой) Азовского моря, а город Танаис был греческими воротами в скифское и хазарское царства. На противоположном конце залива (реки) находились хазарские ворота (хазарская «крайняя дверь») из Европы в Азию - город Хамлидж. Этот город, а точнее то, что от него осталось после нападения Святослава, погребен речными наносами Кумы. Город Хамлидж, стоящий в конце реки (Маныч) у входа в реку, ведущую к морю Гурганскому (Кума) был рубежом, который не могли миновать русы, жившие на острове (Крым) в походах в Среднюю Азию. Хамлидж был и воротами на сухопутном пути к Дербенту, единственным проходом к Северному Кавказу на рубеже Маныч – Кума. Руссами-мореходами в те времена персы называли светловолосых жителей Крыма, а не лесных жителей севера. Город в Волжской дельте, где бы он не располагался, перекрыть путь судам по реке не мог, слишком много в дельте проток.
Греки за золотым руном плавали не к берегам Черного моря, где овец не разводили, а в залив Нитаса (Танаиса) Азовского моря, который вклинивался в степи хазарские, и где отар с золотым руном было предостаточно. Именно этот «хазарский путь» и использовали руссы при походах на Хазарию и в Персию. Город хазар, стоящий у входа в реку, ведущую к морю Каспийскому, по моему мнению, находился в восточной оконечности озера Маныч, где он перекрывал выход (наволок) судам в Куму. Этим путем, считаю, ходили русы на Каспий, этот путь является «хазарским путем», «хазарскими воротами» в Азию, а не многокилометровое волочение 500 судов по балкам между Доном и Волгой.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Нам надо четко определиться по некоторым позициям:
1. Руссы - кто они? Малочисленное варяжское племя не оставившее следов в истории или имя данное большому набору разбойников, пришедших грабить Константинополь, тамошними летописями.
2. Хазары - кто они? "...четкое сообщение хазарского кагана Иосифа" Ну у какой нации бывают Иосифы мы догадываемся, а так же учитывая то, что по слухам иудаизм был основной религией Хазарского каганата напрашивается вывод...
Различают 4 основных типа еврейской нации: иранский, иракский, европейский(ашкенази) и какой-то еще, по моему африканский. Как мы видим, все типы недалече разошлись от Хазарии. Да и место было райское по природным условиям в те времена. Последнее генетическое исследование показало, что ирано-иракские и европейские ветви евреев разделились 100−150 поколений назад. То есть с тех пор прошло около 2500 лет. Первые осели в Вавилоне и Персии и живут в той местности до сих пор, а вторые мигрировали (или были изгнаны) из Палестины и расселились по Европе. Вот и приблизительное время природного катаклизма - 500 лет до нашей эры.
 

A.Topol

New Member
Александр, почему сразу такое грубое неприятие? Начитались националистических книжек?

Я не скрываю, что интересуюсь историей Хазарии, и пришел к следующим выводам:
1 Хазарские каганы евреями в национальном понимании этого термина не были. Да, персидские источники говорят, что должность кагана была выборной и выбирали на неё исключительно еврея, все правильно. Только кто такой еврей или русский для иностранца? Для иностранца и калмык, и дагестанец, и татарин, и чеченец – русские, потому, что говорят они на русском языке. Для персидских путешественников хазарские каганы были евреями потому, что они знали еврейский язык. А на каком языке были написаны священные книги – на иврите. Каган был духовным вождем Хазарии, он не занимался делами светскими, его уделом было трактование духовных книг. Русской письменности в те времена еще не было, латинская только завоевывала западный, а арабская - тюркский мир. На греческий язык священные книги были переведены только во 2 веке. Каганом, пишут путешественники, мог стать зрелый человек или молодой продавец лепешек, главное, чтобы он мог читать и объяснять священные книги и вести записи. Кагана выбирали представители всех трех общин (четвертой были идолопоклонники). Пятикнижие Моисеево (Ветхий завет), которое признают все монотеистические учения, написано было на иврите. Таким образом, персидские путешественники, называя человека евреем, подразумевали не его национальность, а грамотность. «Умный, книжки читает, значит - еврей», - гласила русская поговорка.
2 Иудейская религия основывается на принципе, что избранным богом народом является только потомки Израиля, и только они могут быть иудеями. А вот хазарский каган Иосиф в своем письме видному идеологу иудаизма пишет, что род его и род всех каганов Хазарии происходит от Тогармы, того библейского персонажа, от которого числят происхождение всех тюркских европейских народов. Мог бы и солгать, если хотел причислить себя к сынам израилевым и вере иудейской, все равно никто бы не смог проверить. А вот не солгал! Иосиф целенаправленно пишет, что не принадлежит он к сынам израилиевым и потому не может претендовать на веру иудейскую.
3 Хазарские каганы иудаизма никогда не принимали. Сторонники обратной версии доказательства своей позиции обосновывают известным теологическим спором в хазарском каганате. Спор этот происходит тогда, когда все три религиозные общины мирно существуют в хазарском каганате и признают кагана своим верховным пастором. Хазарский каган, пригласив ведущих представителей основных монотеистических школ и, устроив научную дискуссию, приходит к выводу, что из христианской, иудейской и мусульманской религии пророков именно иудейская наиболее близка к нашей. Нигде в подлинных источниках не написано: «мы приняли веру иудейскую», написано: «мы пришли к выводу, что вера иудейская наиболее близка к нашей вере». Но это не отрицают ни христианская, ни мусульманская религии, взявшие Ветхий завет в качестве фундамента теологических школ пророков.
Вот только религия хазар имеет принципиальное отличие от иудейского Ветхого завета. В хазарской религии место еврея Моисея занимает «сын божий из местных» (БЪЛН), который не имеет национального происхождения. Именно праведника Балана почитают хазары как основоположника своей религии, как человека, которому дан дар разговаривать с богом, благодаря которому он и стал каганом. Балан уединился в ущелье Кавказа, вел жизнь праведника и был почитаем в Хазарии. Сам термин «каган» в вариантах «хакан», «хазан» встречается в шумерской мифологии и означает человека, разговаривающего с богом.
Историки нашли сведения о хазарском полководце по прозвищу Олень (Булан) и стали приписывать ему эту роль. Но образ жизни полководца и образ жизни праведника – это принципиально разные стили жизни.
Религия евреев (учение Моисея) обосновывает национальную исключительность и право национальной группы людей жить на определенной территории. Религия хазар лишена национальной окраски, она строится на принципах единобожия и признания прав на существование религий пророков. Религия хазар обеспечивает веротерпимость и мирную совместную жизнь в хазарских городах христианских, иудейских и мусульманских общин. Каждая община имеет своих судей в бытовых конфликтах и судит по законам своей религии. Каган решает только межконфессиональные конфликты. Хазарский каган не принадлежит в иудейской общине, избираемый всеми общинами, обеспечивает межконфессиональный мир.
Говорят, что хазары переняли и трансформировали иудейскую религию в караимскую. А почему не наоборот? Могу допустить предположение, что евреи, поселившиеся на Синае и заинтересованные в научном обосновании своего права жить на территории других народов, обыграли в своих интересах древнескифское или шумерское теологическое учение. Это учение было более гуманным и не использовало национальную карту, ставшую, в последующем, поводом для многочисленных военных конфликтов.
4 Каган Иосиф в своем ответном письме к видному испанскому представителю иудаизма прославляет иудейский народ, веру иудейскую и Академию Иерусалимскую. Каган пишет, что изучает Мишну и Талмуд, но не пишет, что он прекрасно разбирается в Коране и Новом завете, которые применяет в межрелигиозных спорах. При этом следует понимать, что это дипломатическая переписка духовного руководителя государства, обеспечивающего мир и политическую стабильность в регионе между христианской Византией на западе, мусульманским империей Сасанидов на юге и неорганизованными кочевниками «идолопоклонниками» на востоке. Если бы мы имели переписку кагана с Византийским императором, то нашли бы, вероятно, столько же примеров восхваления христианства. Ведь не помешала ни вера, ни национальные предрассудки византийскому императору Константину жениться на дочери хазарского кагана Чичак (Ирине в христианстве). А её сын император Лев IV – Хазар прославился небывалыми гонениями поклонников иудейской религии.
Любезный стиль и похвала в письме кагана – ответ на такие же любезности и восхищения адресанта в первичном послании. Если вы не знакомы со стилем дипломатической переписки, почитайте обращение президента Российской Федерации Дмитрия Медведева грузинскому народу после известных событий в Южной Осетии.

Позиция, изложенная мной, всего лишь личная субъективная версия событий, происходивших в первом тысячелетии на юге современной России. Лев Гумилев имеет отличную интерпретацию происходившего, С.А. Плетнева – другую. А некоторые радикальные личности и вовсе экзотическую: «революционный пролетариат Хазарии сверг тиранию ненавистных еврейских эксплуататоров».

Александр, прошу прощения за резкости, не в моей привычке кого-то поучать. Мне очень приятно в просторах пустомельства глобальной сети встретить думающего и внимательного собеседника.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Александр, почему сразу такое грубое неприятие? Начитались националистических книжек?
Александр! Какое неприятие? Где вы там его разглядели? Ни в коем случае! Там есть другие темы, где это мусолится. Здесь же чисто научное любопытство! То есть генетическая экспертиза показала, что еврейская нация разбрелась по миру 2500 лет назад и если, подчеркиваю, если она проживала до этого на территории Хазарии, то это дает нам реальную отправную точку какого-то крупного природного катаклизма. Допустим их страну залило и они пошли бродить по земле искать землю обетованную. Только это я имел ввиду. Хотя бы этот факт можно положить на полку как вероятный с большой степенью вероятности. Никаких националистических идей во мне не прорастает и не может прорасти по определению (если только специально не доставать меня).
Кстати, это даже очень интересная версия - а не на просторах ли, сегодня скрытых Каспием, родилась эта идея об какой-то исключительности этой нации. Тогда должны быть какие-то артефакты.
Вот интересное сообщение прочитал про Заратрустру. Но не о том, о котором писал Ницше, а о настоящем, который кстати тоже бродил где-то здесь рядом, вот боюсь ошибиться с годами по памяти когда. Только в своих путешествиях наткнулся однажды он на что-то не познанное. Какие то прозрачные фигуры на берегу реки и они мысленно передали ему какие-то знания. Вот именно с тех пор и пошло учение о едином Боге, которое еврейская нация подсмотрела, находясь в плену в Вавилоне и в конце концов донесла до всего человечества.
Что касается русской нации, то где-то в начале темы "Братья славяне" есть ссылка на генетическое исследование ее, кстати до сих пор закрытое от широкой публики - нет там никаких славян, а на 99% процентов это коренное население этой земли до пришествия славян с юго-запада. Их было слишком мало, что бы как-то изменить генетическую картину. А вот язык они принесли с собой очень мощный. И первыми пали перед ним болгары, которые отказались от родного тюрского чувашского языка и стали говорить на славянском.
Так что продолжаем поиски.
 

Ёprst

Well-Known Member
Так откуда пошла Хазария, или Хазарский каганат? И куда канул? В двух словах... откуда мне начаь копать тему?
Инет читаю мало, т.к. на работе некогда, а дома стройка))
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Достаточно подробная монография и под редакцией уважаемого ученого:
С. А. ПЛЕТНЕВА ХАЗАРЫ
Издание: Москва, «Наука», 1976 г.
http://dankir.ru/content/view/10978/126/
5000 статей о хазарах на том же сайте:
http://dankir.ru/content/view/31/64/
Chasaren.jpg
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7652
 

Ёprst

Well-Known Member
Пасиб, я уже нашёл эту книжку, вопрос в другом, когда её читать)))) Наверно осенью
 

A.Topol

New Member
Что такое Итиль?

Последняя столица Хазарии в исторической хронике называется Итиль (Итель, Атиль, Этель) [Эстархи «Альмасалек ва Альмавалек», Аль-Масуди по Минорскому В.Ф. «История Ширвана и Дербента»] или Хазрань [Хамдуллах Мустуфи «Назакат Альгулуб», Ибн Хогуля «Сурат Ольарз»]. В записях названия и описании расположения города у персидских авторов наблюдается путаница. Путаницу вносит определение берега реки, одни считают, что он расположен на левом берегу, другие на правом. Каждый определяет берег по своему географическому местоположению, а не по течению реки, как правильно. Из этих записей следует, что город включал городскую часть на высоком берегу реки Итиль и сельскохозяйственную на заливном берегу. По этой причине одни называют городскую часть населенного пункта Хазранью (Хозароем), а другие - Итилем. Сельскохозяйственной части города, соответственно, приписывают противоположное название. В отечественной исторической литературе утвердилось мнение, что город и реку называли Итилем. Рассмотрим значение этого слова и условия возникновения топонима, откуда это название пришло в русский язык.
В тюркском языке нет слова, которое объясняло происхождения имени собственного Итиль, как «река» На различных диалектах тюркского языках понятие «река», «вода» обозначаются словами: «елга», «инеш», «чай», «су», «куль», «об», «дон», но не Итиль.
Название реки, как имя собственное, должно иметь этимологическое объяснение. Слово Ит-иль, по моему мнению, слово тюркское, его прототипы находятся в азербайджанском языке, менее изменившемся от древнетюркского прототипа. Происхождения названия связываю со словами «ити»- острый, «кил» - грязь, «лил» - глина, «дил» - песчаная коса, «сатил» - береговой. Предполагаю, что слово Итиль буквально обозначает - «конец ила», «граница суши», «мыс». Древнетюркский язык имеет своим прототипом древний шумерский язык, на котором бог земли (суши) назывался Энлил.
Смысл слова «итиль» является словообразующим в названиях народов «италики» и «ительмены». В обоих случаях так называли жителей полуостровов Апеннинского и Камчатки, соответственно. Этнос-образующее слово «итиль» используется в названии народов в смысле «жители конца суши», «люди полуострова», «население мыса». Название «италики» дано римлянам гуннами, а «ительменами» камчадалов назвали русские первопроходцы севера.
Возможно, «концом ила», «окончанием суши» у хазар называлась дельта реки, место, после которого суши уже нет. В хазарские времена в слово Итиль вкладывался такой же смысл, который мы вкладываем в слово Дельта сегодня. «Дельта», - отвечали аборигены на вопрос иноземного путешественника о названии водного пространства, так, предполагаю, название Итиль закрепилось за великой рекой в нижнем её течении. В верховьях такое название никогда не применяли.
Могла ли часть города называться Итиль? Могла, и та и другая. Сельскохозяйственная, затапливаемая в паводок часть, потому, что это настоящая Дельта. Городская часть, потому, что она располагалась на полуострове материка, выступающем в просторы волжской дельты. Наверно, и путешествующим жителям Хазарии для объяснения, откуда приехал и где живет, было легче сказать: «Из Дельты (Итиля)», «Я живу в Дельте (Итиле)». Поэтому на название «Итиль» мог претендовать любой населенный пункт волжской дельты. Терминологическая нечеткость является причиной, почему место расположения города Итиль не могут идентифицировать до сих пор.
После разгрома столицы Хазарии Хазарани его жители разбежались в дельту и основали город Саксин, раскопанный у села Самосделка Камызякского района, но его жители жили в Дельте, поэтому этот город также называют Итилем. Предполагаю, что название Итиль – имя собственное множества городов и городищ волжской дельты, идентифицирующееся с несколькими геодезическими координатами.
Можно предположить, что название Итиль (Атель) стало образующим в имени легендарного предводителя гуннов и покорителя Европы беспощадного Атиллы (375-453гг), которое можно перевести, как «сын дельты». Сделавшееся этническим наименованием слово «гунн», на самом деле означает - богатырь, крупный мужчина. Завоевания гуннов не были возможным без прочного тыла и надежного обеспечения, а таким тылом мог быть только Итиль и некоторые западные источники справедливо называли Атиллу хазарским царем (беком). Гунны не растворились в западной цивилизации, а, сокрушив тирана восточно-европейского народа - Великую Римскую империю, вернулись на свою родину.
Хазранью же могла называться только городская часть населенного пункта, потому, что слово это обозначает «город хазаров». Обратите внимание на схожесть названия этого города с названием Астрахань, хотя нет доказательств, что эти города находились на одном и том же месте.
Кроме записок персидских путешественников существует рассказ хазарского кагана Иосифа о своем городе [Коковцов П.К. «Еврейско-хазарская переписка в Х веке»]. Но географические сведения в нем так запутаны и противоречивы, что создается впечатление либо каган не был в ладах с географией, либо этим страдали переводчики, либо его письмо, а достоверность его сомнений не вызывает, является хитрым дипломатическим ходом, представляющим получателю желаемую для него информацию и не сообщающим, при этом, ничего, что составляло бы интерес для потенциального противника. Например, каган живет на реке, которая течет с востока на запад(?). Каган рассказывает о трех городах. Он родился в городе размером 50×50 фарсахов, там живет царица.
Ведя поиск трех городов, которые называет каган, исследователи не обращают внимания на метрологию. 1 тюркский фарсах равен 8,5 км, следовательно, размер первого города 400×400 км. Это не город, это центральный район Хазарии, родовой анклав кагана. Поэтому фразу из письма кагана Иосифа: «в этом городе живет царица, здесь родился я» следует понимать: «это моя родина, родина моей матери».
Второй, названный каганом город, где живут мусульмане, иудеи, христиане и идолопоклонники, имеет размеры 8×8 фарсахов, то есть 70×70 км. Это не город, это размер волжской дельты и каган подчеркивает, что дельта является местом постоянного проживания людей разного вероисповедания. В дельте за тысячу лет ничего не изменилось, как в хазарские времена, так и через тысячу лет существовали русские, татарские, казахские, калмыцкие села и поселки. И в Астрахани, как и тысячу лет назад мусульмане угощают христиан в Ураза-байрам, а христиане дарят куличи мусульманам на Пасху.
Третий, расположенный на острове город, в котором живет каган, имеет размеры 3×3 фарсаха, то есть 28×28 километров. Это тоже много для средневекового города, даже если брать за основу не тюркский фарсах, а персидский, равный 5,5 км, но именно такую площадь занимала столица Хазарии с пригородными садами и виноградниками по сообщениям персидских путешественников.
Сообщая о размерах своей страны, каган Иосиф пишет: «В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского; в южную сторону на 30 фарсахов до реки по имени «Бузан», вытекающей из «Уг-ру»; в северную сторону на 20 фарсахов пути до «Бузана» и склона реки к морю Г-р-ганскому».
Слово «бузан» не имя собственное, «буза» – беспорядок, скандал, круговерть. «История Астраханского края» называет бузаном соль. «Бузан» – вздыбленное, неровное место, водоворотная река. Поворот реки к морю и вздыбленная балками земля, а также соленое озеро Эльтон располагаются на широте современного Волгограда, где Волга поворачивает почти на 90 градусов, создавая иллюзию, что севернее она течет с востока на запад. Южная граница по реке Бузан, вытекающей с «Г-р» может быть река Кура, но доказательств версии нет.
Сообщение хазарского кагана о трех городах перекликается с сообщениями путешественников о трех частях столицы Хазарии, что путает исследователей, но это разные объекты.
Если суммировать множество воспоминаний персидских путешественников о хазарской столице, складывается следующий портрет города. Городская, западная часть была окружена крепостной стеной, имеющей четверо ворот. Одни ворота направлены в сторону реки, и к ним можно подплывать на лодках. Трое других ворот направлены в сторону степи. Обратите внимание, на восток от города – дельта, на запад – степь. Не соответствует это описание версии о нахождении столицы Хазарии на острове близь села Самосделка Камызякского района. Не может быть город расположен и на левом, ахтубинском берегу Волги.
В восточной, сельскохозяйственной части города жители живут только в период выращивания и сбора урожая садов и огородов. Восточная часть, занятая рисовыми полями, огородами, садами и виноградниками простирается от центра вокруг на 20 верст (20,2 км или 40,3 км, если автор говорит о межевой версте). Все жители переправляются на восточный берег к своим земельным участкам на лодках, на этих же лодках они доставляют в город собранный урожай и пойманную рыбу. Земельные участки закреплены по праву наследования. Земледелие аридное, используются устройства перекачки воды из реки на поля для полива. Основными продуктами питания являются рис и рыба.
Хазарский каган Иосиф пишет: «Я живу внутри островка; мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке», что становится поводом для поиска города Итиль на островке. Но Иосиф пишет об островке, который является его родовым владением, и где он живет летом при садах и виноградниках. Не может же затапливаемый островок вместе с кирпичным дворцом и виноградниками быть окружен городской стеной. Место, в котором укрылся каган после нападения руссов, русские летописи называют ал-Байда и присваивают его городу Хазарии. Это название в персидских источниках не встречалось, и переводится с тюркского – «на лодке», а не в городе. Возможно, выражение ал-Байда следует писать «у Балды», то есть на реке Балда.
Еще одно место в письме вызывает недоумение историков. И М.И. Артамонов, Л.Н. Гумилев, ведя поиск хазарской столицы, обращают внимание на слова кагана Иосифа: «Я, мои князья и рабы идем на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг, пока не придем к концу города…». Все историки, исходя из версии, что хазары кочевники, помещают кагана на верблюда и описывают круги в калмыцких степях. Но хазары – мореходы, и ходят (а не плавают) они по воде. Круг, который описывает каган, - это его маршрут по Волге, Бузану и Болде, замыкающийся в месте начала путешествия. Так с апреля по ноябрь он, открывая навигацию в Хазарии, инспектирует дельтовые поселки. Расстояния, определяющие границы страны, каган Иосиф отсчитывает, вероятно, не по суше, а по воде. 20 фарсахов пути – это не 20 верблюжьих переходов, а 20 дней весельного пути. Косвенное подтверждение сказанному находим в письме московского царя Ивана Васильевича Грозного ногайскому князю Измаилу: «О Бузане мы слыхивали, что исстари по Бузан был рубеж Астраханский…» (С.М. Соловьев «История России с древнейших времен»).
Западная часть города округлой формы, её протяженность около 1 версты (1,06 км или 2,13 км). Городская часть протокой (каналом?) делится на две части. Обратите внимание, на канализирующую роль каналов в Хазрани и новой Астрахани. Причем, есть сведения персидских путешественников, что канал этот был рукотворным и прокопан жителями города. Удаление нечистот играло очень важное значение в предупреждении инфекционных заболеваний и санитарном благополучии людей в условиях жаркого климата и высокого уровня грунтовых вод. В своей работе «Открытие Хазарии» Л.Н. Гумилев пишет, что он не смог понять, почему хазарские кладбища на бэровских буграх дельты всегда находились в их южной части, но это знает каждый астраханец: воду для питья надо брать выше по течению, а отходы и кладбища размещались ниже по течению, чтобы не загрязнять питьевые источники и не допустить распространения болезней. Так было в Хазарии, так было и в новой Астрахани, все кладбища располагались за пределами города на буграх вдоль Кутума, Луковки и Казачьего ерика, которые были своеобразными канализационными коллекторами, пока город не разросся и не вобрал кладбищенские территории в свою черту.
Начиная с апреля по ноябрь большинство жителей, в том числе и каган, покидают город и переезжают со своими переносными домами на возделываемые земельные участки. В апреле заканчивается паводок (сегодня на сроки паводка влияет заполнение волжских водохранилищ) необходимо открыть виноградники, обрезать деревья, посадить рис. Не эти ли навыки переняли их потомки, переезжающих летом на дачи, в том числе и подмосковные, но мы не называем их кочевниками. Не вижу логики в выводах некоторых историков [С.А. Плетнева «Хазары»], что хазары, в том числе и каган, после зимовки в столице покидали дельту и отправлялись кочевать, меся жидкую глину весной и гуляя по раскаленной и безводной пустыне летом. Эти заключения делаются из аксиомы: хазары – кочевники, варвары и ни на что созидательное не способны, а города им построили византийцы, арабы или ещё кто-нибудь.
Каганский дворец из кирпича находился на удалении от реки, в этой части города жил каган, его приближенные и слуги, в другой, приречной, части города жила основная масса жителей города: мусульмане, иудеи, христиане и идолопоклонники. То, что персидские путешественники со стороны (внутрь их не пускали) принимали за дворец кагана, на самом деле был храм во имя бога, описанный в письме кагана Иосифа. В этом дворце хранились священные реликвии и книги. Храм бога в шумерской мифологии – это место, где бог спускается на землю. Исходя из того, что храм был сделан из обожженного кирпича и возвышался над всеми минаретами хазарской столицы, построен он был в традициях христианской религии. Каган и его приближенные зимой жили в этой части города, но не в храме.
Священные книги могли быть написаны на двух материальных носителях: бумаге, которая была открыта в Китае в 1 веке нашей эры и поставлялась торговыми караванами или пергаменте, изготавливаемом в Хазарии из бараньей кожи или кожи ягнят. Хазария была известна как поставщик кожи для производства пергамента в Западную Европу. В последующем было освоено производство бумаги из выращиваемой в Хазарии конопли.
По рассказам путешественников в городе через протоку (канал), наведен наплавной мост. Абсурдны версии, что наплавной мост наведен через реку Итиль, он должен был бы выдерживать усилие напора воды в несколько тысяч тонн, а стальных канатов и береговых якорей у хазар не было. Утопичным выглядит и цитируемый в отечественных работах рассказ, как персидское войско, преследуя хазар, переправилось через Волгу по понтонному мосту!!!
Западную часть города отделяют от степи протоки (каналы, рвы) или город размещен на незатапливаемых буграх. Архитектурный принцип застройки хазарской столицы был перенят городами Руси, в которых всегда строился кремль для высшего руководства и город (белый город) для посадских людей. Населенный пункт размещался под защитой рек, протекающих перед городской стеной.
Дома в городе типичные для городов Вавилонского царства, домов из камня, глины и деревянных домов мало. То, что персидские путешественники называют «шатровыми домами», - это не дома из войлока, это дома с покатыми, наклонными крышами, непривычными для персов, в городах которых дома имеют плоские крыши. Дома с наклонными крышами – характерная черта северных городов, в которых выпадают осадки в виде снега, способного проломить плоскую крышу. В бесснежных южных районах крыши делали плоскими, это отличие бросалось в глаза персидским путешественникам. Архитектура шатровых домов предусматривает использование кирпичных или каменных фундаментов и каменных очагов для обогрева и приготовления пищи. Анализ камней, использованных при строительстве Хазарской столицы, показывает, что привезены они с полуострова Мангышлак на Каспии. После разгрома хазарской столицы часть исторических камней была перевезена для строительства дворцов золотоордынской столицы, а при строительстве железной дороги и вокзала в Астрахани переброшена для постройки грузового двора железнодорожной станции, где в настоящее время бесславно заканчивается их исторический путь.
В столице Хазарии было много базаров и общественных бань, есть дома общественных собраний и школы. Почему-то отечественные историки после слов «дома общественных собраний» добавляют от себя в скобках «синагоги», хотя в авторском тексте такого слова нет. Неизвестно, могут ли пользоваться ею жители города, но у кагана имеется книжная библиотека [Коковцов П.К. «Еврейско-хазарская переписка в Х веке»].
В Х веке в городе было 30 мечетей (христианские, иудейские и буддийские храмы есть, но мусульманские путешественники их не перечисляют). Такого количества мечетей трудно найти в современных мусульманских городах. В городе проживает не менее 50000 жителей. Постоянной армии нет, до 12000 человек может быть мобилизовано и вооружено по мере необходимости. Версия из некоторых исторических интерпретаций о том, что эти 12000 человек охраняли дворец кагана, не логична. Городу с 50000 населения не прокормить такую рать, да еще органы государственного управления: кагана, бека, судей, священнослужителей и других чиновников с их семьями. В мирное время все горожане были заняты производительным трудом. Жители заранее знают, кто должен взять в руки оружие, если потенциальный воин умирает, вместо него назначают и готовят другого, - так следует читать записи персидских источников.
В случае нападения страна способна мобилизовать значительные силы. В примерах арабско-хазарских войн, когда сил местной самообороны оказывается недостаточно, подтягиваются организованные ратники из удаленных мест. Хазарское войско хорошо вооружено, в походах войско имеет знамена, копья, крепкие щиты и кольчуги, в 731 году в битве при городе Ардебиле (Закавказье), изгоняя из пределов страны вторгшиеся персидские армии, хазары применяют баллисты и катапульты.
Кочевой народ не может иметь армию, её надо организовать и материально обеспечить. Организованные боевые действия могут вести только группы людей, управляемых централизованной властью.
Вне особого интереса повествователей остались сведения о судоходстве в Хазарии. Но, если город располагался на острове волжской дельты, либо огороды располагались на противоположном берегу Волги, следовательно, в городе производились средства водного транспорта и жители города умели ими пользоваться. Тот, кто умеет пересекать Волгу с грузом бахчевых, умеет ловить и доставлять в город рыбу, может по праву считаться мореходом. Хазары плавали вверх по Волге за мехами и медом, а также по Каспию. Доказательством сказанному камни, привезенные в город с полуострова Мангышлак. Русских городов на Волге в тот период не существовало.
Города Хазарии строились как укрепленные крепости с обязательным валом – стеной и рвом или естественными протоками вокруг. Масштабы и укрепленность крепостей определялась строительными материалами, которые были в распоряжении, и сроками строительства. Крепости строились из камня, известняка, обожженных или саманных кирпичей, с башнями или без, толщина стен доходила до 6 метров.
В Хазарии печатались свои монеты, производились колесные средства передвижения и водные суда, изготавливалась конская и воинская амуниция, ювелирные украшения, сельскохозяйственный инструмент, глиняная посуда, кирпич, пергамент, алебастр, рыбный клей. Ткани ввозились из Средней Азии.
Расстояния от столицы Хазарии до ближайших точек следующие:
– до острова Абескун на Каспии - 300 верст;
– до Самандара - 8 дней пешего пути;
– до границы проживания бартасов (буртасы) – 20 дней пути;
– до Мацесты(?) – 26 дней пешего пути;
– до Константинополя – 15 дней пути от Танаиса;
– до границы волжских болгар – 30 дней пешего пути или 60 дней по реке.
Столица Хазарии была разрушена русскими идолопоклонниками под предводительством варяжского сына Святослава в 358 году лунного года хиджры или в 969 году от рождества Христова. И гордиться отечественной истории этим фактом нечего. Святослав разрушил не только иудейские синагоги, но христианские храмы и мусульманские мечети, заставил народы Поволжья и русского севера платить дань не хазарам, а киевским князьям. И если хазары, получая дань, обеспечивали мирную жизнь болгарам, вятичам, полянам и северянам, то дань Рюриковичам на долгие годы открыла земли этих народов на разграбление войскам Чингисхана.
С распадом Хазарского государства хазары никуда не исчезли, как не исчез никуда «советский народ» с развалом Советского Союза, также как не исчезли скифы с исчезновением Скифского государства. Исторические теории о том, что один народ уходит, а на смену ему приходит другой народ, ошибочны. Меняются названия государств, присваиваются новые названия народам, а человек, как жил, так и продолжает жить в волжской дельте, как и 5 тысяч лет назад.
Хазары никогда не кочевали, строили города и поселения, занимались земледелием, животноводством, ремеслом и промыслом. Да, потребности, как сейчас принято говорить, бизнеса заставляли их на время покидать жилища. Земледелие требует в вегетативный период находиться в поле. Отгонное животноводство заставляет длительное время пасти скот вдали от дома. Охотничий и рыбный промысел, воинские походы, путешествия - все эти занятия заставляли покидать дом, но человек оседлый постоянно возвращается на место своего жительства, которое спасает его и его скот в холодные периоды, хранит приготовленные запасы, и где его ждут нетрудоспособные члены семьи, возить которых с собой некочевому народу нет необходимости. В подтверждение тому существовавшая на территории Хазарии система городов и городского управления.
Утверждения С.А. Плетневой [«Хазары»], что хазарский каган с апреля месяца выезжал из города и начинал кочевать по степи, лишено всякого здравого смысла. Авторы таких гипотез исходят из окружающей их природы, когда в летнее время можно побегать по подмосковной зеленой траве, но хазарские степи – это солончаковая пустыня, лишенная растительности, воды, непроходимая в сырую погоду и убивающая зноем летом. Имеющий библиотеку и читающий книги на древнееврейском языке каган может найти лучший способ времяпрепровождения. Апрель – это месяц окончания паводка на незарегулированной Волге, месяц массового хода рыбы на нерест, время начала полевых работ. Земледельцы покидали города, чтобы провести посадки, подготовить участки и устройства для подачи воды. Скотоводы уводили скот из низменных, богатых растительностью, но опасных мест в степь, где до окончания паводка достаточно подножного корма животным. Рыбаки начинали лов идущей на нерест рыбы. К кочевому образу жизни этот уклад не имеет никакого отношения.
То, что путешествующие по степи исследователи не встречали населенных пунктов, а только мигрирующих жителей, говорит не об образе жизни, а о том, что встреченные караваны или таборы принадлежали людям стремящимся покинуть ставший неприветливым район, чтобы поселиться в новом более благоприятном месте.


Замечательная карта, Александр, спасибо.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member

Ёprst

Well-Known Member
В статье немного размышляли о фонетике и происхождении географических названий..Астрахань, Итиль.. Так есть ещё другие названия(это я как капитан-очевидность)) говорю), Сызрань и Суздаль например, скорее всего с хазарских времён идут.
По поводу расположения древних и современных поселений и городищ, они в основном были на правом, высоком берегу. Как правило на левом были сельскохозяйственные площади - заливные луга, пойма... Есть некоторыё исключения, Астрахань, например.
П.С. у меня вбито в голову советская трактовка в учебной литературе, что Итиль это старое название Волги.
П.П.С. Что-то со слогом тяжко после 3-х дней стройки))))
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
П.С. у меня вбито в голову советская трактовка в учебной литературе, что Итиль это старое название Волги.
П.П.С. Что-то со слогом тяжко после 3-х дней стройки))))
Чего строишь то? Наверное обсерваторию :).
Собственно в инете целый диспут о названии Волга. Множественные версии..., а скорее всего все очень просто - Волга - это главная Воложка. Посмотри сколько этих воложек вдоль Волги и сразу поймешь.
Википедия: * Итиль — средневековое название Волги, * Итиль — столица Хазарского каганата, * Минас Итиль — крепость в произведениях Дж.Р.Р.Толкина.

Итиль, Атиль, Асиль, Исиль, Астиль, Эдиль, Идель, Атал — средневековое название Волги. Является таковым до сих пор в казахском (Еділ), чувашском, татарском, башкирском, калмыцком и монгольском языках.

Слово тюркского (по другой версии — финно-угорского) происхождения, означает «река». Более старая точка зрения связывает происхождение с именем гуннского вождя Аттилы, но в настоящее время она имеет мало сторонников.

Новое название сменило индоевропейскую форму Ра, зафиксированную Геродотом. Появилось в период Великого переселения народов, в результате которого в волжских степях стало преобладать тюркоязычное население. В византийских источниках название «Итиль» встречается с VI века, в арабских, западно-европейских и еврейских — с X века. Варианты написания разнообразны, так как для всех «письменных» языков слово было чужим. В научной литературе приняты две равноправные формы — Итил(ь) и Атил(ь).

Наиболее подробное средневековое описание реки оставила арабская география. Однако представления средневековых арабов о русле реки на всём её протяжении не совпадали с современными. По этой причине понятие «Итиль» не всегда можно отождествлять со всей Волгой. Так, арабская географическая традиция за верхнее русло Волги принимала Каму, что формально верно, так как при слиянии этих двух рек Кама полноводнее и правильнее считать, что Волга впадает в Каму, а не наоборот. Истоки реки искали далеко на востоке Сибири. Не случайно река Белая, протекающая по территории современного Башкортостана, по-тюркски (то есть на башкирском, татарском и чувашском языках) называется Белая Волга (Агидель). Позднее считалось, что Итиль начинается у слияния Ак-Идели и Кара-Идели (р. Уфа), где сейчас расположен город Уфа.
 

Ёprst

Well-Known Member
Строю кухоньку в деревне, финальная часть отделки интерьера, осталась водоснабжение, водоотведение и вытяжная вентиляция. А поздно вечером с биноклем в небо)) после баньки и чайка из самовара.
Просто A.Topol, как я понял, выразил сомнение, что Итиль это не название реки. Всё равно с высокой вероятностью не сможем разгадать происхождение названий, только по рассуждать и т.п.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Прекрасное место для столицы Итиль - большой светлый бугор на юго-запад от поселка Самосделка. Севернее мы видим старое русло Волги. Здесь река разделялась на два протока. С мыса очень удобно было наблюдать за всем происходящем на реке и контролировать ситуацию. Если включить воображение без труда можно разглядеть очертания крепостных стен и замка. И даже резервный водоем воды на случай осады виден.
Итиль1.jpg
Попробуем увеличить
Итиль3.jpg
ничего это не дало, только следы поздней хозяйственной деятельности.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Ученые впервые сумели убедительно показать, что все три основные группы еврейского народа: ашкенази, мизрахим и сефарды, обладают схожими генетическими признаками, выделяющими их на фоне остальной мировой популяции людей, что опровергает теории о культурном, а не этническом происхождении групп евреев, сообщается в статье исследователей, опубликованной в American Journal of Human Genetics.
Современные евреи делятся на три подгруппы, среди которых восточные евреи мизрахим представляют собой евреев, живущих в странах Ближнего Востока и Северной Африки, сефарды населяют Пиренейский полуостров, тогда как ашкенази составляют 90% еврейской популяции в Америке и до 50% в Европе. Происхождение этих групп до сих пор остается предметом дискуссий, согласно некоторым из них, например, ашкенази не происходили из народа, жившего на древней израильской земле, а являются потомками ближневосточного хазарского племени, принявшего иудаизм в восьмом веке новой эры.
Существуют аналогичные гипотезы и в отношении других групп евреев, однако новая работа американских ученых, базирующаяся на генетических данных, показывает, что, скорее всего, все современные евреи находятся в этническом родстве и, действительно, происходят из народности, жившей на территории современного Ливана, Иордании, Сирии, Западного Берега и Сектора Газа - так называемой "Земли Израильской".
В своей работе группа генетиков во главе с Гарри Остером (Harry Ostrer) из Медицинской школы Нью-Йоркского университета проанализировали геномы 237 евреев трех различных групп, проживающих в различных городах США. Эти геномы ученые сравнили с 2,8 тысячи геномами людей, не относящихся к еврейской народности. При этом, анализ подразумевал выявление характерных мутаций и отличий геномов и не требовал их полной расшифровки.
Несмотря на то, что все группы евреев обладают генетическими чертами, говорящими о существенной примеси живущих с ними по соседству этнических групп, тем не менее, генетическое родство всех еврейских подгрупп можно проследить, вплоть до 2-х с небольшим тысяч лет назад. При этом, гены ашкенази содержат от 30 до 60% примесных генов европейцев, но все равно, статистический анализ показывает, что они ближе мизразхим и сефардам, чем европейцам.
"Я надеюсь, что эта работа покажет несостоятельность гипотез, согласно которым евреи являются культурными, а не этническими группами людей", - сказал Остер в интервью Science NOW.

Другие генетики, мнение которых приводит издание, полагают, что несмотря на то, что данная работа не поддерживает гипотезы о хазарском племени, ставшем предками ашкенази, она пока не может достаточно обоснованно ее опровергнуть. (Выделено мной как один из вопросов данной ветки)

Ученые полагают, что аналогичная работа могла бы прояснить происхождение других, менее многочисленных еврейских групп, живущих в Эфиопии, Южной Африке, Индии и Китае.
 

A.Topol

New Member
Александр, вы так хорошо разбираетесь с космопланами. не работали ли вы в ЦНИИГАИК или "Природе"?
Я пытался вставить данные из Гугла по, предполагаемому мной, месту происхождения Итиля, но ничего не получилось. Посоветуйте. Как у вас получается?
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Александр, вы так хорошо разбираетесь с космопланами. не работали ли вы в ЦНИИГАИК или "Природе"?
Я пытался вставить данные из Гугла по, предполагаемому мной, месту происхождения Итиля, но ничего не получилось. Посоветуйте. Как у вас получается?
Нет, не работал. Служил в 30 ЦНИИ в Подмосковье, уже 12 лет как уволился.
С Гуглом работаю так: для начала надо приобрести монитор с разрешением 1920 на 1200. У меня 24 дюйма, но сейчас есть и 22" и стоят порядка 6 тыр, кстати там размер точки меньше. Можно конечно использовать два монитора, но тогда нужна навороченная карта, а для одного хватает встроенной. Затем надо сам Гугл настроить на максимальное качество. Для этого требуется скоростной интернет. После этого выбираете необходимую местность и необходимый ее масштаб с учетом четкости изображения. Нажимаете кнопку Prt Sc, следующая направо после F12. В другом окне запускаете любой графический редактор платный или бесплатный, они сейчас практически все это понимают. В нем открываете новый файл и он уже будет размером 1920 на 1200. В этом файле нажимаете "вклеить" и нужный вам фрагмент разместится здесь. Теперь можете делать с ним все что хотите - осветлять, контрастировать, увеличивать четкость, менять цвета и т.д.
Второй мой снимок склеен из 6 таких фрагментов для увеличения четкости, но здесь он много потерял из-за уменьшения размера.
Дерзайте, увлекательное занятие я вам доложу.
 

Ёprst

Well-Known Member
Хорошая организация - 30 ЦНИИ, с удовольствием почитал мемуары Мацкевича В. В. очень интересно. Это так реплика))
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Хорошая организация - 30 ЦНИИ, с удовольствием почитал мемуары Мацкевича В. В. очень интересно. Это так реплика))
В служебную бытность смотрел штатное расписание аналогичного америкосского НИИ (правда у них в состав ВВС входят и стратегические ракеты), где-то около 30 тыс человек там кормилось. А где ты читал мемуары, кинь ссылку.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Мацкевич, я думаю, ошибается когда рассказывает об оппонентах из 30 института из Ногинска в 52 году. Там было управление, которое занималось авиационным вооружением, но оно куда-то было переведено и 30 институт значительно позже вселился туда в пустые помещения. И в те помещения, где стояли пушки, стали устанавливать одну из первых в нашей стране вычислительную машину "Урал", по моему под номером 4. Мой тесть был первым начальником этой машины.
 
Top.Mail.Ru
Сверху