Историческая

A.Topol

New Member
«О названии города Астрахани»

В газете «Волга» появилось несколько дискуссионных статей по поводу названия и возраста города Астрахани. Совершенно согласен с авторами заметок о необоснованности занижения возраста нашего города. Исчислять возраст Астрахани от года его завоевания стрельцами Ивана Грозного означает непризнание факта существования Астраханского ханства, Золотой Орды и Хазарского каганата. Делалось это ранее совершенно преднамеренно, в угоду идеологическим соображениям еще с царских времен. Попытки приукрасить прошлое заставляли отрицать связь истории государства российского с этими государствами – предшественниками и начинать её с варягов.
Переезд центра Астрахани с Шареневых или расположенных рядом Стрелецких бугров нынешнего Трусовского района на бэровский бугор Долгий Заячий или Высокий (Шабазг – тат.) левого берега не означает образование нового города. Отцы-основатели сохраняют прежнее наименование, подчеркивая преемственность нового города по отношению к историческому месту возникновения. Если бы в 1558 году строился новый русский город, он должен был бы получить новое, объяснимое для русского языка, название. Если мы хотим отмечать дату покорения Астраханского ханства или дату переезда стрельцов на левый берег Волги, то 1558 год – правильная дата, только к основанию города Астрахани она не имеет никакого отношения.
Причиной переноса центра города стали не столько успехи дружин Ивана Грозного, сколько коварство матушки Волги, изменившей в Х веке свое русло. Сделав Джергаковский изгиб, Волга начала подмывать высокий правый берег, на котором располагался городской центр. С переездом центра города бугры-предшественники не остались необитаемыми. По имени расположившихся в этом месте войсковых формирований они стали называться Стрелецкими и были форпостом Астрахани на излучине реки, с которой можно было обнаружить приближающиеся с севера к городу суда.
Основываясь на данных гидрографии, районы города Астрахани, существовавшего до 1558 года, следует искать под руслом Волги в районе 12 Поста, а на древних астраханских огородах, располагавшихся на затапливаемом левом берегу, и сегодня выращивают урожаи астраханские дачники. Город с названием Астрахань – это не новый 450-летний город, поскольку с переносом его центра переселились не только прежние его жители, но переехали даже камни ханского (возможно, и каганского) дворца, использованные при строительстве Астраханского кремля.
Если новый город сохраняет название старого, значит оно очень значимо для истории. Существует несколько русских записей названия города, которые делались летописцами по слуху произносимого слова или по смыслу названия города: Астрахань, Аз-тархан, Хаджи-тархан, Хаз-тархан, Хоз-торокан, Ачтархан, Астархан, Адждерхан. Были и другие названия городов на Нижней Волге, но эти другие названия имеют отношения к населенным пунктам, отстоящим на значительные расстояния.
Не согласен с автором публикации в «Волге» от 27.11.2009 «И все же, сколько лет Астрахани?» Г. Комаровым только в одном: не мог город получить название по имени какого-либо человека. Практика присвоения имен городам и поселениям в честь какого-нибудь общественного деятеля появилась гораздо позднее, когда можно было заставить граждан именовать место поселения посредством директивного документа. Да и имя хана Ас-Тархана (по некоторым документам – Хаджи-Тархана) слишком мало известно в истории, чтобы благодарные потомки тысячу лет продолжали прославлять его имя. Связь имени хана с названием города, конечно, существует, но скорее хана именовали по имени города, где он родился или проживал. Например, царь московский, князь киевский, Юронд из Спыхова, Сбышко из Богданца, хан Ас-тарханский – характерные именные построения тех лет, когда отсутствие фамилии заставляло выделять человека из массы других по месту происхождения. Наиболее вероятно, что половецкий хан Ас-Тархан, есть хан астарханский, то есть хан родом из Астрахани. Историки правы, связывая имя этого хана с именем города, только, на мой взгляд, присвоение имени шло от города к хану, а не наоборот. В этом случае в 1122 году, к которому относят упоминание имени хана Ас-Тархана, город с названием Астрахань уже существовал.
Для жителей города вообще нет необходимости присваивать имя своему городу, достаточно сказать: «мой город». Хазарский каган Иосиф в своей переписке, относящейся к 954 – 962 годам, подробно рассказывая о городе, в котором живет, так и называет его: «мой город». Это персидские путешественники присваивают ему имя Итиль или Хазарань. Название города важно для путешественников, которым надо отличать посещаемые города названием. Имя городу присвоили не его жители, а посещавшие его.
Попытаемся объяснить появление названия Астрахань с позиций семантики этого слова. Название города – Астрахань явно не русского происхождения, ибо в современном русском языке этот набор звуков ничего не означает. Чтобы обосновать происхождение названия города, следует обратиться к языковым построениям того периода.
Наиболее распространенная ошибка – строить объяснение названия города от окончания «хан» и связывать его с именем хана – правителя. На самом деле значимым в названии является окончание «ан», которое с тюркского языка переводится как «место, район, поселение». Частица «ан», обозначающая «место», существует в географических названиях: Казань, Балкан, Тамань, Рязань, Русолань, Азербайджан, Кубань, Таджикистан, в тех районах, где был распространен тюркский язык.
Необходимость расшифровывать название Астрахани на основе окончания «ан» подтверждают примеры названий других городов и местностей. Например, название города Казань и название котла для приготовления пищи «казан» родственны. Согласно семантическому словарю русского языка слово «казан» состоит от двух тюркских слов: «каз» - двигаться туда-сюда, тереть и «ан» - место. Значения слова «казан», сосуда для приготовления пищи, словарь объясняет как вытертое, выскребаное место, а город Казань – очищенное (по всей видимости, от леса) место.
Скорее слова «хан» и «каган» включают частицу «ан» для обозначения принадлежности звания к месту – «местный хозяин» и «местный правитель». Поэтому данные титулы в литературных источниках всегда встречаются рядом с названием этого места. «Хан Ас-тархан» - местный астраханский правитель. «Ханы Золотой орды» - правители Золотой орды.
Берусь утверждать, что все приведенные мной названия: Астрахань, Аз-дархан, Хаджи-тархан, Хаз-тархан, Хоз-торокан, Хозстаркан принадлежат одному и тому же городу и имеют общий семантический смысл. Считаю, что второй значимой составляющей в названии города является частица «хаз». Слово «хаз» (хас) в древнееврейском языке означает – странствовать, ходить туда-сюда, совершать паломничество. На арабском языке это слово произносится – «хадж», в татарском, казахском языках оно превратилось в «каз (кез)». В зависимости от особенностей языка слог «хаз» у разных народов превращался и в «газ», «кас» и в «аз», «ас», например, в тех языках, где «h» – нечитаемая буква, служащая для связи слов. Поэтому в древних записях названия города встречаем: в русских летописях – Хоз, в арабских источниках – Хадж, в западно-европейских – Эз (Aj).
Не случайно голландский химик Гельмонт в ХVIII веке применил для обозначения состояния вещества неологизм «газ» (haz), которым он хотел подчеркнуть хаотичное движение частиц вещества в таком состоянии. На базе этих понятий древних языков сформировалось и греческое слово «chaos» (хаос) – первичное бесформенное состояние мира.
Страна кочевников, куда, согласно Библии, бог отправил Каина за совершенное преступление, получила название Хазия (Азия), а государство странствующего народа – Хаз-ария. Море хазарское – «Хаз-пи» стало Каспием. И, следовательно, название Хазтаркхан уходит к хазарским временам.
Составляющее название слово «трак», «тарак» или «таркх», предполагаю, происходит от глагола укрывать, оберегать, прятаться. Л.Н. Гумилев в книге «Открытие Хазарии» приводит перевод стиха о битве персидского царевича Хозроя и полководца Бахрама:
«… Елян Сина крикнул Бахраму: «Гляди!
Там див пред румийцами встал впереди.
Как слон он, железная пика в руках,
И спрятал аркан далеко в тороках»…
В этом стихе использовано не переведенное на русский язык тюркское слово «торок», которое было понятно для читателей той поры. Смысл этого стиха в том, что румиец не собирается использовать аркан и вышел на битву с одной пикой. Выражение «спрятать в тороках» в этом стихе означает – спрятать в укромном месте, в месте, откуда быстро достать аркан во время боя не представляется возможным. В соответствии со словарем В.И. Даля «торока» – ремешок позади седла. Место за седлом война – самое безопасное место во время боя. Глагол «приторочить» в русском языке означает – пристегнуть ремешком, прикрепить, пришить. В русской кавалерии конный воин крепил в тороках скатку шинели, личные вещи. Торока конного воина – это его личный хозяйственный обоз.
От слова «торок» происходят глаголы швейного дела: «торочить» – выставлять ткани край наружу и «оторочить» – укрыть, спрятать край ткани под мехом, каймой, лентой. И даже тюркское слово «таракан» имеет родство с названием Астрахань. «Таракан» – прячущееся, укрывающееся насекомое. От слова «торок» происходит и фамилия Тараканов, что означает – сын прячущегося, скрывающегося человека, беглеца.
Древнерусские летописцы очень правильно понимали смысл названия города и грамотно, по правилам языка, учитывая смысл названия, писали – ХОЗТОРОКАН. В литературных источниках на арабском языке, при всем разнообразии вариантов написания названия города, чаше других встречается название Хаджи-Тархан. Это название имеет тот же смысл – «убежище паломников», «убежище скитальцев».
В тюркских языках существуют родственные слова: «тарханная грамота» – охранная грамота, «дас-тархан» – стол для отдыха и еды.
В последующие времена название стало именем собственным, и смысл его потерялся. Название города стали писать по слуху, как оно слышится с учетом грамматики конкретного языка.
С данной версией перекликается название дагестанского села Тарки, расположенного на месте самого крупного города Хазарии Семендера. Пасущиеся в степи отары древних скотоводов были легкой добычей для голодных воинов-завоевателей, поэтому в Хазарии существовала система укрепленных городов, куда устремлялся пастух за убежищем и помощью.
Таким образом, название города, в котором мы живем, по моему мнению, означает «Место приюта скитальцев» или короче: «Приют скитальцев», «Убежище скитальцев», «Укромное место», «Убежище кочевника», как кому нравится.
С этимологией названия «Астрахань» перекликается название города, вошедшего в русские летописи под именем «Тмутаракань». Город располагался на Таманском полуострове. Тмутаракань – название по русским летописям, которое, по моему мнению, если проводить аналогию, означает – «Множество укромных мест». Таким образом, это не название конкретного города, а название региона, и дельта Волги тоже может претендовать на него, вот почему расположение города Тмутаракань некоторые историки связывают с Волгой.
То, что застигнутые врасплох жители дельтового города разбегались с приходом неприятеля по укромным уголкам волжской дельты, является фактом. Время появления названия «Хозторокань» в русских летописях можно связать с походом князя Святослава на хазар (в это же время в персидских источниках начинает появляться ранее не употреблявшееся название Хаджи-тархан). По легенде Святослав обнаружил хазарскую столицу покинутой жителями и в бессильной злобе сжег город, который, предполагаю, мог быть назван русскими «городом укрывшихся хазов» – Хаз-торокан. Но тогда следует вывод, что город с названием Астрахань и столица Хазарии – это один и тот же город. Во всяком случае, описание географии столицы Хазарии у персидских путешественников ни в чем не противоречит предполагаемому месту на Шареневых буграх.
Город Тмутаракань византийцы на греческом языке называли Таматарха. Очень похожие изменения корня слова в названиях города Астрахани в русской - Хазтаракань и византийской - Астархань редакции.
Объяснение названию города может дать и анализ его военно-географического положения в рассматриваемый период. Местоположение старой Астрахани, как города, который должен стать убежищем для его жителей, идеально. С востока город защищен многочисленными волжскими протоками, перейти которые быстро и незаметно невозможно. С юга город прикрывает Каспий и волжская дельта. С запада город блокируют подстепные ильмени, которые в ту пору, когда уровень Каспия был на 3 метра выше сегодняшнего, были проточными. Остается единственный сухопутный путь на север, вдоль берега Волги через труднопроходимые «дурновские» барханные пески. Так называлось это место, пока при советской власти название Дурное не решили заменить на Рассвет.
Во всех случаях приближения к старой Астрахани неприятеля по суше или воде жители могли быть предупреждены. Обилие воды, пищи, тепло и солнце делают волжскую дельту Эдемом на земле, особенно для путешественников, преодолевших пути к ней по знойной и безводной пустыне летом, морозной и ветреной пустоши зимой и липкой грязи в остальные периоды года. Существование в районе расположения города озера Тинаки с большим количеством иловых грязей, говорит о том, что в этот водоем продолжительное время поступали продукты биогенеза большого города, ни один другой из приволжских ильменей не имеет такого состава грязей. Если озеро Тинаки соединялось протокой с Волгой, то город действительно находился на острове, о чем пишут древние путешественники, а система городского водозабора и канализации работала по идеально классической схеме. Если эта версия правомочна, радиоуглеродный анализ тинакских грязей мог бы достоверно определить возраст биоорганических остатков и возраст города.
В своей работе «Открытие Хазарии» Л.Н. Гумилев пишет, что он не мог понять, почему хазарские кладбища на бэровских буграх дельты всегда находились в их южной части, но это знает каждый астраханец: воду для питья брали выше по течению, а отходы и кладбища размещали ниже по течению, чтобы не загрязнять питьевые источники и не допустить распространения болезней. Так было в Хазарии, так было и в новой Астрахани, все кладбища располагались за пределами города на буграх вдоль Кутума и Луковки пока город не разросся и не вобрал кладбищенские территории в свою черту. Если эта версия правдоподобна, то захоронения древней Астрахани ещё могут сохраниться на буграх 6 микрорайона и поселка ЦКК.
Описанные Л.Н. Гумилевым хазарские захоронения на бэровских буграх доказывают существование выше по течению древнего населенного пункта. В паводок бэровские бугры были убежищем для местных жителей, занятых земледелием на пойменных участках, а скотоводы на период паводка уводили стада в степь не потому, что им хотелось кочевать, а чтобы уберечь скот в период «большой воды».
Астрахань не могла играть решающей роли, как пропускной путь на водном и сухопутном путях. Её можно было обойти по любой другой волжской протоке, а сухопутный путь в Среднюю Азию проходил по восточному краю дельты. Чтобы зайти в Астрахань, следуя из Персии сухопутным путем через Дербентские ворота, надо было обойти подстепные ильмени, выйти к Волге севернее города, а затем спуститься вдоль берега на юг. Астрахань, спрятавшаяся в волжской дельте, полностью оправдывала свое название, как место убежища жителей, укромное место волжской дельты.
Месторасположение столицы Золотой орды города Сарая, напротив, выбрано с учетом его доминирующей роли на торговом шелковом сухопутном пути из Европы в Центральную Азию. Город, в отличие от Астрахани, располагался так, что его практически не могли обойти караваны, двигающиеся вдоль волжской дельты, и у него была другая судьба.
Аргументы, приведенные в статье, в силу её краткости могут показаться неубедительными, но они предполагали обоснование следующих предположений:
1. Название города является его «кличкой», общественным идентификатором, выделяющим его из череды других городов.
2. Название городу дано не его жителями и не правителями, а является его признаком, появившимся в летописях и, в первую очередь, в русских.
3. Имя города Астрахани тесно связано с названием народа – хазар, и появился город до 1000 года, когда название «хазар» исчезло.
Данная статья не может дать однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Астрахань, это лишь одна из версий.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Интересная и познавательная статья. А почему вдруг Вы решили опубликовать ее на нашем форуме? Мы правда здесь в моем лице уже делали попытку реконструкции названия Астрахань. Может быть не такую складную как Вы, но тоже на базе языковых значений. Как бы там не было, несомненно, что это очень древнее название очень древнего города и пока ни у какого правителя не возникло мысли о его переименовании. Интересно, почему?
 

A.Topol

New Member
Здравствуйте Александр. Вы живете в Подмосковье? Наверно, Вас что-то связывает с Ахтубинском, раз вы гостите на этом сайте. Мне он тоже понравился. Есть время подвести итоги и поразмышлять. Вы пишите стихи, восхитительно. Спасибо за благожелательную рецензию. Отвечаю на вопрос. Астраханская областная газета "Волга" не захотела напечатать эту полемическую статью. Нашел сайт, который мне понравился. А чем Вы занимаетесь и интересуетесь?
С уважением, Александр Тополь.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Здравствуйте A.Topol. Вы почему то не написали из какого региона сами будете. Я почему здесь гуляю, потому что лучшие годы своей жизни с 0-го по 17-й провел в этом славном городке. Там есть еще пара сайтов про Ахтубинск, но они какие-то шумные. Здесь по-спокойней, да и народ заочно знакомый. Ищем вот одноклассников и знакомых. Подтруниваем друг над другом. Стихов, к моему глубокому сожалению, не пишу, (пишет Дрон из Харькова и хорошо зараза пишет (Дрон, это не для тебя написано)) В силу застоявшихся навыков прошлой профессии люблю читать аналитические статьи. Вот и ваша статья понравилась. Интересно, а почему газета "Волга" ее не взяла? Слишком много умных слов? Нет упоминания Аллы Пугачевой? Или про посевную забыли напомнить? Скорее всего здесь мне видится некое табу на обсуждение.
Приблизительно также нигде не обсуждают постройку Змиевых валов. Просто из-за того, что их построили Готы. Ну и Астрахань конечно не славяне назвали. А вдруг какому-нибудь начальнику на глаза попадется и прикажут в срочном порядке переименовать в "Рассвет капитализма". Как бы там ни было, это название очень не простое и очень символичное, поэтому и привлекает внимание людей пытающихся докопаться до смысла.
 

Ёprst

Well-Known Member
Хорошая статья, читается хорошо и познавательно. Каюсь - ни разу не был в Астрахани))) Буду в этом году в Ахтубинске, съезжу обязательно.
 

A.Topol

New Member
Отвечая на вопрос о названии города, должен отметить, что Иван Грозный уже в те времена думал о Евросоюзе, федерализме и демократическом устройстве России, поэтому и не заменил название города Астрахань, в свою честь, на Грозный. А если серьезно, то, мне кажется, ему более прельщало добавить к своему титулу приставку «царь астраханский», чем называть остатки Астраханского ханства Русью. А еще обкатываю статью на умных читателях, мне нужна критика, я её воспринимаю с благодарностью. Так легче понять, где недорабатываю, и что читателю не понятно или он воспринимает не так. Привычка работы с публикациями.
Меня «зацепил» Ваш апостроф, Александр. Не зная автора, напросилось четверостишье

Все мы живем, ожидая конфетки.
Трудно сейчас – это временно, братцы.
Время придет благодарные детки
Всем нам помогут до рая добраться.

Рай, коммунизм и хрустальный дворец,
Жизнь человеку для муки дана.
Хочется верить в счастливый конец,
Но дубля не будет, дорога одна.

Солнечных дней и ясного неба всем ахтубинцам.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Александр, мой апостроф - это широко известная песня Трофима, если вы наберете эти строчки в рамблере, то он быстро выведет меня на чистую воду. Кстати, я равнодушен к его творчеству, но вот эта строчка задела.

Что касается названия Астрахань. Я думаю, что люди жили на этом месте с тех пор, как Волга потекла по новому для себя руслу, изменив место впадения в Каспийское море.
Здесь первое, что приходит на ум - АСТРА- и -ХАН- дешифрирование и перевод не составляет труда - Царство Утренней Звезды. А так как Утренняя Звезда это единое мировое и наверное самое главное божество всего прогрессивного человечества, то соответственно и Астрахань - столица мира.

Это наверное было бы так, если бы не одно - слог -РА- , как и в остальных названиях старых городов в нижнем течении Волги, он соответствует названию реки - РА.
Но второй смысл у слова "звезда", это "переправа через", поэтому логично предположить, что в этом месте с давних пор осуществлялась переправа через реку.
Ну, а второй смысл у слова Asta - смерть (или заход солнца за великую западную гору), что навевает на мысль о том что легенды многих народов о последнем перевозчике через реку тоже родились здесь. Первый смысл этого слова - "дом".
 

ДРОН

New Member
Стихов, к моему глубокому сожалению, не пишу, (пишет Дрон из Харькова и хорошо зараза пишет (Дрон, это не для тебя написано)) В силу застоявшихся навыков прошлой профессии люблю читать аналитические статьи. Вот и ваша статья понравилась.

Я этого не читал. Но... зарделся от скромности :D

Кстати, тема весьма интересная. Может вы мне и про Харьков так же наглядно расскажете? Не бесплатно конечно. За пляшечку горілки та шматочок сала ;)
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Если сало с прожилками, то получай:

"Историю развития Харькова можно условно подразделить на несколько крупных периодов.

Первый длился чуть более 100 лет - от возникновения Харькова в 1654 году как полкового города-крепости на Слобожанине до преобразования его в губернский город в 1765 году.
Второй период - следующие сто лет, когда Харьков развивался как административный, торгово-ремесленный и культурный центр Слободско-Украинской губернии (с 1780 по 1796 год).
Третий период занял всего полвека. Развитие капиталистических отношений в городе сопровождалось интенсивным ростом торговли, промышленности, кредитно-финансовой деятельности. Условной датой начала этого периода можно считать открытие в 1869 году в Харькове железнодорожного сообщения, а концом революция 1917 года.
Четвертый период занял семь десятилетий после 1917 года, прошедших под лозунгом построения в бывшем Советском Союзе социалистического общества, окончившихся крахом тоталитарного режима. Этот период можно разбить по датам:
С 1917 по 1934 год, когда Харьков являлся столицей Украины;
141-1945 годы, городу довелось пережить тяготы Второй мировой войны: временную оккупацию фашистами, разрушения и гибель сотен тысяч харьковчан, восстановление разрушенного городского хозяйства; и несколько десятилетий после 1957 года, когда в Харькове в связи с продолжавшимся ростом населения возникли новые крупные жилые массивы на свободных от застройки территориях, значительно увеличилась общая площадь города и развивалась его инфраструктура.
Основание Харькова относится к середине XVII века.
Московское государство, заинтересованное в защите своих южных рубежей и экономическом освоении богатого природными ресурсами края, поддерживало его заселение, привлекая казаков к строительству и обслуживанию оборонительных линий и крепостей, к участию в военных операциях.
Харьков был не первым из поселения Слобожанщины. Раньше него возникли города Валки (1636) и Чугуев (1638), селение Бабаи (1643), Печенеги (1646), Васищево (1646) и др.
Началом заселения Харькова послужило, вероятно, прибытие в 1653-1654 годах большой партии переселенцев во главе с Осадчим Иваном Каркачем, которая осела на месте древнего городища, остатки которого находились на холме, именуемом Университетской горкой. Природные качества этого места как нельзя лучше отвечали задачам обороны от нападений врагов. С восточной, южной и западной сторон его окружают широкие поймы рек Харьков и Лопань, которые тогда представляли собой сильно заболоченные долины со множеством стариц, проток, петель русел, зарослей камыша, ручьев и островков, поросших деревьями. С северной стороны защиту обеспечивал мощный лесной массив, доходивший почти до нынешней площади Конституции.
Заняв сравнительно небольшую площадку городища на вершине холма, переселенцы плотно застроили ее многочисленными хатами.
28 марта 1656 года царь Алексей Михайлович подписал Указ, которым учредил Харьковское воеводство и направил туда людей для сооружения крепости, которая соответствовала бы уровню фортификационной техники того времени. В этом Указе впервые содержится письменное упоминание наименования города-крепости "Харьков", что послужило основанием считать официально 1656 год датой рождения города, хотя этому предшествовало возникновение поселения и строительство первой крепости. Относительно названия города существует немало предположений. Наиболее вероятным из них является следующая: город назвали так же, как реку, на берегу которой от расположен. О существовании реки Харьков, сохранилось упоминание в рукописной "Книге Большому чертежу", относящейся к 1627 году. Немало версий выдвинуто по поводу происхождения самого слова. По одной из них его корнем могло служить тюркское "Кара", означающее в переводе "черный". Черными весьма часто называли реки и другие географические объекты применительно к названиям проживающих на их берегах народностей. Насколько достоверна эта версия возможно никогда не удастся узнать, но то, что происхождение имени города старше его самого, очевидно."

А дальше надо думать, ну и цена соответственно другая будет - не шматочек, а шматок сала и бутылка горилки.
 

ДРОН

New Member
А дальше надо думать, ну и цена соответственно другая будет - не шматочек, а шматок сала и бутылка горилки.

Очень, очень оперативно. Спасибо!
Только цену не больно то задирай. Не забывай, что я как-никак щирый хохол (с родословной) :D Со мной такие штуки не пройдут ;)
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Торг здесь не уместен, я же пока не прошу шмат сала и четверть самогона.

Предварительно получается, что действительно по названию реки: ghar - мочить водой, gar - брызгать, dharya - вода, правда есть еще karka - белый конь, но откуда в Харькове кони, одни трактора и танки ;)
 

Ahtub

Administrator
Каюсь - ни разу не был в Астрахани
Я периодически бываю там в командировках, и каждый раз глядя на город, вспоминаю фразу, услышанную от студента астраханского мединститута:

-Беда Астрахани - что её не бомбили.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
У каждого свой вкус. Мне например понравилась Пироговка Рамзая, а кому-то нет. Как то в 71 году надо было убить целый день в Харькове. Более не приспособленного для жилья людей города я в жизни не видел, время даже убивать не пришлось, пока доехали на трамвае до конечной оно само умерло. Пришлось срочно прыгать на него же и катить на вокзал и чуть не опоздали.
 

A.Topol

New Member
Александр, мой апостроф - это широко известная песня Трофима, если вы наберете эти строчки в рамблере, то он быстро выведет меня на чистую воду. Кстати, я равнодушен к его творчеству, но вот эта строчка задела.

Что касается названия Астрахань. Я думаю, что люди жили на этом месте с тех пор, как Волга потекла по новому для себя руслу, изменив место впадения в Каспийское море.
Здесь первое, что приходит на ум - АСТРА- и -ХАН- дешифрирование и перевод не составляет труда - Царство Утренней Звезды. А так как Утренняя Звезда это единое мировое и наверное самое главное божество всего прогрессивного человечества, то соответственно и Астрахань - столица мира.

Это наверное было бы так, если бы не одно - слог -РА- , как и в остальных названиях старых городов в нижнем течении Волги, он соответствует названию реки - РА.
Но второй смысл у слова "звезда", это "переправа через", поэтому логично предположить, что в этом месте с давних пор осуществлялась переправа через реку.
Ну, а второй смысл у слова Asta - смерть (или заход солнца за великую западную гору), что навевает на мысль о том что легенды многих народов о последнем перевозчике через реку тоже родились здесь. Первый смысл этого слова - "дом".

«Утренняя звезда» - самая романтическая и красивая интерпретация названия города и самая неправдоподобная. Латинское написание названия города Astra-khan появилось значительно позже. Английский язык к моменту появления названия города был языком глухой окраины Европы. Первый перевод Библии на английский язык был сделан только в 1538 году. Если уж переводить названия города по правилам перевода с английского языка то получается - «Astra- Khan» («Звезда хана»). В противном случае, это название следует перевести вообще как «Звезда китайца», как однажды понял перевод названия города посол Китайской народной республики в Москве, посетив Астрахань в поисках соотечественников.
Насчет, "небомбили", я тоже соглашусь с автором. Сначала за счет средств от красной рыбы и черной икры проводили индустриализацию, потом восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Астрахань и осталась "замороженной", как дореволюционные купцы поставили. Но это и спасло облик от типового индустриального городского строительства.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Александр, вы немножко не поняли. Я пишу "первое что приходит на ум" - это не значит, что это имеет какое-то реальное значение.
Реальное значение на 99,99% здесь имеет только слог -РА-, который обозначает название реки, на которой стоит город.
Другие примеры этого названия - Са-РА-тов, Сыз-РА-нь, Сама-РА, Ха-РА-бали и пр.

Теперь у нас остается Аст - РА - хань. И с английским языком здесь никто не заморачивается, хотя он ближайший родственник русскому и они входят в группу индо-арийских языков. Кстати, наверняка арьи первыми из известных народов пересекали эту реку, весьма вероятно, что именно на месте Астрахани.
А вот славянская ветвь их пошла в Европу через полуостров Малая Азия.

Поэтому какой-либо смысл стоит искать в двух направлениях. Первое, и главное наверное, в прародителе всех культурных языков - Санскрите. Ну и второе направление - тюрские языки, которые правда не такие культурные, но тем не менее тоже наследили в языках многих народов, в том числе и русском.
Санскирит желательно использовать самый древний, не испорченный последующими модификациями. Хотя к нему относились со священным трепетом, но все же...

Теперь смыслы слова Аст - "дом" и "смерть" становятся понятны. Что может быть желанней смерти в своем доме, на своей постели в окружении близких родственников?
 

ДРОН

New Member
Что может быть желанней смерти в своем доме, на своей постели в окружении близких родственников?

Когда Юлия Цезаря (если не ошибаюсь) спросили: Какой бы он желал себе смерти? Тот ответил - внезапной!
И ведь почти угадал...
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Ну его там резали как последнего барана. А потом чиновники они ведь не люди, у них свои понятия о жизни и смерти, о долге и чести, зарплате и откате. Лично я отношусь к категории обычных людей и лучше подольше помучаюсь.
 

A.Topol

New Member
Кочевники или мигранты похоронены в древних курганах?

Политическая направленность и субъективность исторической науки общеизвестна. Каждый правитель стремился сохранить исторические описания, которые прославляют его правление и унижают его врагов. Российская государственность и летописи берут начало в Х веке. Все что запечатлено современниками до этого периода базируется на интерпретации событий в западных источниках. Описание народов, населявших Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Нижнюю Волгу в начале нашей эры дано в интерпретации греческих, византийских и римских источников. В этих описаниях упомянутые земли населяют дикие варвары, ничего общего не имеющие с западной цивилизацией. И вот эти «варвары» взяли и уничтожили суперцивилизованный Великий Рим, перед которым трепетали и которому подчинялись страны и народы, который располагал регулярной хорошо обученной, оснащенной армией. Объяснения западных источников этому факту неубедительны. Как мог дикий варвар кочевник Аттила (445-454 гг.) собрать тысячную армию с луками и стрелами, саблями и доспехами, конницей и амуницией? Собрать и управлять, совершая походы по Европе? Свистнул в степи и всё появилось? Война с государствами требует наличия хорошо организованной, управляемой и оснащенной армии. Все это должно быть заранее продумано, создано и подготовлено. Вооруженная борьба, в отличие от кулачной стычки, требует наличие продуманной системы управления и надежного обеспечивающего тыла. Где оставались престарелые родители гуннов? Где росли их малые дети? История не дает ответа.
С точки зрения запада предводитель гуннов Аттила – варвар и разрушитель, и этой версии вторят отечественные историки. Но если посмотреть на поход Аттилы с другой стороны. Гунны никого не завоевывали и не порабощали, единственной целью их похода было уничтожение тирании Римской империи. Войска Аттилы выполнили поставленную задачу и ушли никого не поработив. Название народа «гунны» появилось в связи с походом Аттилы и исчезло из исторических источников после него навсегда. Результатом этого похода стало появление самостоятельных, независимых от Рима государств восточной Европы. Что же тогда нападение гуннов: вторжение неорганизованных кочевников или хорошо спланированная акция?
Начиная историю государства российского с Великого княжества киевского, наша государственная история зачеркивает громадный этап развития человечества и государственности на территории современной России.
На мой взгляд, большим заблуждением историков, начиная с Геродота, является представление предыстории России, и Нижнего Поволжья в частности, как истории кочевых народов. Отрицание существования государственного управления на данной территории до киевского – это отрицание очень большого этапа истории нашей малой родины. На самом деле ни татары, ни хазары, населявшие Нижнюю Волгу, никогда не были кочевниками. Но, если хазарские времена представляют основательные аргументы в доказательство сказанного, то в дохазарский период версия требует обоснований.
В русском языке термин «кочевать», происходящий от тюркского «коч», используется в двух понятиях: первое – странствовать, путешествовать и второе – перемещаться вместе со стадами животных, не имея постоянного места жительства.
Странствующие в поисках нового места жительства, мигрирующие к новому месту жительства и перемещающиеся со стадом, не имея постоянного места жительства, – это разные кочевники. Это принципиальный вопрос, поднимаемый данной статьей. Чтобы проанализировать образ жизни народов, населявших Северное Причерноморье и Нижнюю Волгу в начале нашей эры, я, разделяя эти две категории людей, буду называть первых мигрантами, странствующими, а вторых – кочевниками.
Исходя из этой предпосылки, кочевник – человек, не имеющий постоянного места жительства, переходящий с места на место со своим жильем и имуществом. Кочевник живет за счет стада и при своем стаде не слишком прирученных животных. Стадо (коровы, лошади, овцы, олени, верблюды) дает кочевнику еду, питьё, одежду, тепло и жилище. Кочевник не занимается земледелием, ему это не нужно. Перемещения кочевника связаны с поиском пропитания для стада, как только истощаются угодья, он ищет новые ареалы. Кочевник не делает запасы, он не в состоянии их переместить. Все что ему нужно для жизни следует вместе с ним. Кочевой народ живет семейными кланами и не может создать государство, поскольку государство – это, в первую очередь, система иерархий, аппарат принуждения, привязка семейных кланов и органов управления к определенной местности. Как только у кочевников появляется аппарат государственного управления, это уже не кочевники. Кочевники – народ, не признающий принуждения, главный мотив его деятельности – потребности стада, обеспечение его пищей и водой. Живо стадо, будет жить семья кочевника. Стадо должно быть управляемым, и для этого оно не может быть слишком большим. Величина семьи кочевника определяется возможностями стада. Слишком большое стадо неуправляемо. Если оно становится слишком большим, то семью необходимо разбить и выделить сыновей, способных вести самостоятельный образ жизни и управляться со своим стадом. Управлять кочевниками было сложно даже в советские времена, они просто снимались с места и уходили от любой власти.
Кочевой образ жизни – это обоюдно выгодное существование рядом двух прайдов: человеческого и животного. Человек охраняет свое стадо от других хищников, человек уничтожает для удовлетворения своих потребностей в первую очередь ослабевших и непригодных для выживания стада животных. Стаду выгодно сосуществование с человеческим прайдом, а человек извлекает выгоду из своего стада животных. И еще не факт, что человек управляет стадом, если стаду нечего есть, оно снимается и уходит по своей инициативе, и тогда человеку ничего не остается как не отстать от стада и не дать увести его другим стадом. В таком животноводстве человек не столь управляет стадом, сколько сосуществует вместе с ним. Кочевое животноводство на заре развития человечества подобно обоюдовыгодному сосуществованию стада буйволов и прайда львов в африканской саванне.
Не следует путать кочевое животноводство с отгонным, когда перемещение стада носит сезонный характер и происходит по инициативе и под диктовку человека. Кочевое животноводство и кочевой образ жизни в ХХ веке сохраняли только народы русского севера.
Кочевники, конечно, могли опустошать пастбища, уничтожать урожай, убивать людей, но, лишенные централизованного управления, они не могли вести войны. Кочевнику не нужны города, не нужна добыча, ему просто негде её хранить и сложно возить с собой. Кочевнику не нужны рабы, ему нечем их занять, а кормить и перевозить с собой накладно. Поэтому считать, что кочевые народы угрожали существованию российского государства, неверно.
Кочевой образ жизни в начале нашей эры действительно вели отдельные народы, населявшие Северное Причерноморье и Нижнюю Волгу, но, наряду с этим, остается фактом существование постоянных мест жительства – поселений на этой территории. Нельзя же считать наших предков безумцами, которые вместо того, чтобы пользоваться природными дарами волжской дельты или предгорий Кавказа, кочевали со своими стадами по бескрайней пустыне. Двигающиеся из монгольских степей кочевники, действительно не имели другого образа жизни, как непрерывно перемещаться по степной местности вслед за многочисленным прирученным стадом, но жителю Нижней Волги этого делать не было необходимости.
Принцип отгонного животноводства всегда существовал и хорошо известен жителям юго-восточных районов Европы. Он заключается в том, что население не заготавливает корм домашним животным на зиму - с марта по ноябрь растет трава, бесснежной зимой доступна сухая трава – и подножного корма хватает. В зимние снежные месяцы, когда животные выбирали всю засохшую растительность вблизи поселения, приходится перегонять их на новые места, например, Черные земли, где ветер сдувает снежный покров и скот может находить засохшие стебли растений. Специалисты, незнакомые с бытом этого региона, делают вывод о кочевом образе жизни, но это не так. Человек, занимающийся отгонным животноводством, имеет постоянное место жительства, к которому возвращается из такой вынужденной «командировки», где его ждет семья. Переход от охоты к промышленному скотоводству, когда скот выращивается не только для себя, но и на продажу, приручение лошади мировой историей признается, как достижение человека, жившего на Нижней Волге – Северном Причерноморье, и датируется 5000-летием до нашей эры. Поэтому вызывает большие сомнения тезис, что южнорусские степи до 500 годов нашей эры населяли исключительно кочевники.
Меня всегда удивляла нелогичность описания кочевников в исторических трудах, в том числе и астраханских. Вот как описывает астраханских кочевников «История Астраханского края» (издание АГПУ, 2000 г, стр. 104). «Хозяйство кочевников имело натуральный характер, и ремесло было домашним». … «Широко в быту использовался войлок домашнего производства». … «Мужчины делали луки, стрелы, седла, повозки, …». Какие же это кочевники, если у них есть не только дом, но и «домашнее производство». Для изготовления войлока и повозок необходимы целые мастерские, а не шатер в степи. Какие же это кочевники, если у них есть дома и мастерские. Тот, кто знаком с бытом кочевых народов севера, знает, что материалом для их поделок и в ХХ веке были необработанные шкуры животных, ветки и стволы деревьев. Никакого домашнего хозяйства и мастерских у кочевников в принципе быть не могло, иначе мы говорим не о кочевниках, а о организованных скотоводах.
Вот еще цитата из «Истории Астраханского края»: «Кочевники в обмен на продукты скотоводства - шерсть, овец, мясо (?) – получали дорогое оружие, предметы роскоши, ремесленные изделия». Это предложение полностью зачеркивает первую цитату. Какое же это «натуральное хозяйство», это пример высокоразвитых рыночных отношений, когда предметом торговли становятся не только предметы первой необходимости, а предметы роскоши. Приобретение предметов роскоши – признак накопительной экономики. Зачем кочевнику предметы роскоши, перед кем ему красоваться и выделяться в кочевье и в каких сундуках возить? Кочевые народы севера и в ХХ веке даже выдаваемые им советской властью радиопередатчики бросали, когда устремлялись за уходящим стадом.
Если предметы обихода: шитая одежда и обувь, посуда, повозки, наконечники стрел, ножи, скребки, украшения, - у савроматов, скифов, сарматов все-таки были, значит, их кто-то производил. И этот кто-то не мог быть кочевником. Косторезное, керамическое производство, обработка шерсти и кож, деревообработка, литейное дело, несомненно, было местным промыслом. Абсурдно утверждать, что потребности кочевников могла обеспечивать караванная торговля. Чтобы завозить эти товары: одежду, обувь, домашнюю утварь и тому подобное, необходимо 2 груженных верблюда в год на каждого кочевника. А что они везли в обратном направлении? Почему историки не допускают высокий уровень производства на Нижней Волге и Северном Кавказе, но допускают высокий уровень логистики?
Тема образа жизни народов, населявших Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Северное Причерноморье в начале нашей эры для меня принципиальна по следующим соображениям. Образ кочевых народов, навязанный ещё историей царской России, обосновывает идею: если это были кочевники, то у них не было поселений (городов) и местность эта была ничья, а жители юго-восточной Европы: савроматы, сарматы, скифы и готы не имеют право претендовать на роль в российской истории. Однако логика рассмотрения официально признанных фактов говорит, что это не так.
Стоянки человека с признаками постоянного места жительства в приречной зоне Волжской дельты датируются 5000 – 4000 годами до нашей эры. О наличии постоянных поселений, в которых человек проживал продолжительное время, говорит глиняная утварь больших размеров для длительного хранения продовольственных запасов, орудия труда, используемые для ведения домашнего хозяйства. Появление постоянных поселений неизбежно влечет за собой переход от родоплеменной к территориальной или профессиональной, по роду занятия, системе социального управления. Атрибутами любой системы социального управления являются: лидерство личности, наличие догм (правил, культов), системы и схем обеспечения выполнения этих правил. Все эти атрибуты являются предпосылками государственной власти и государственного устройства, хотя и без четко выраженных территориальных границ.
Мнение, что сарматы, савроматы, скифы и другие, позднее идентифицируемые народы, кочевали по богатой сочными травами Прикаспийской низменности ошибочно. Оно не учитывает, что на солончаковой земле Прикаспия очень мало пригодной для животных растительности, зато избыток этой растительности в предгорных и дельтовых районах делает отгонное животноводство очень продуктивным. Нет логики в теориях, что одинокие кочевники, могли собрать армию, способную сокрушить Великий Рим.
О существовании второй категории кочевников – скитальцев или мигрантов, мы знаем по раскопкам захоронений. Древнейшие захоронения, которые квалифицируют, как захоронения кочевников, находят, как правило, в степной местности, что приводит, по моему мнению, к неверным выводам о степном образе жизни.
Находки костей животных на обнаруживаемых стоянках древнего человека в пустыне – это следы ночевок, отдыха и обеда переезжающей семьи, племени, которое по тем или иным причинам меняло место жительство. Что могло заставлять людей сниматься с обустроенного места жительства и (не хочу употреблять термин «перекочевывать») мигрировать на новое место? Эти причины можно классифицировать:
– нападение врага, создающее опасность для существования семьи;
– массовые болезни (мор, эпидемия), когда спасение только в изоляции от заболевших;
– стихийные бедствия, делающие невозможным жизнь людей на данной территории;
– отсутствие источников существования: воды, пищи, работы.
Нет других причин, которые бы заставляли древних перемещаться из обжитого места туда, где их могут ждать только бόльшие трудности. Четвертая причина для Нижней Волги исключается, третьей может быть только небывалое наводнение в весенний паводок, остаются первые две. Следовательно, в составе мигрирующей семьи с большой вероятностью может находиться раненный в нападении или уже заболевший человек. Раскопки погребения, не выдержавшего переезда путника, нельзя считать обоснованием кочевого образа жизни древних жителей Прикаспийских и Причерноморских степей. Кроме того, существуют доказательства того, что у некоторых жителей Прикаспия мог существовать обряд трупосожжения, который можно совершить лишь при наличии горящего материала и сложно – в степной и пустынной местности. Поэтому большинство могильников обнаруживают именно в пустынных районах.
Захоронение умершего в удалении от постоянного места жительства – трудоемкое дело. Выкопать могилу и насыпать холм (курган) без специального инструмента и в кратчайшие сроки в географическом районе, где летом и зимой земля тверда, а весной и осенью – липка, не возможно. Кочевник не возит с собой инструмент на все случаи жизни и не имеет возможности оставить стадо на продолжительное время. Кочевники, как правило, захоронений не производят. Совершение обрядов захоронения говорит о наличии у хоронивших определенных культов, связанных с почитанием родственников, верой в загробную жизнь и, соответственно, высокой для рассматриваемого исторического периода культурой человеческих отношений.
Отсутствие источников пресной воды в прилегающих к волжской дельте районах, летний зной и зимний холод с пронизывающими ветрами, от которых негде укрыться и нечем обогреться, липкая глина в весеннюю и осеннюю распутицу, лишающая возможности передвигаться, – не лучшие условия для кочевого образа жизни. О том, что древние люди могли предпочитать тучной растительности дельты верблюжьи колючки солончаковой пустыни, может говорить только тот, кто не бывал летом в Прикаспийской пустыне. Редкие времена в году можно с учетом средств передвижения тех времен преодолеть эти степи. Волжская дельта остается заповедным островком в этой пустыне, где скиталец может отсидеться, отдохнуть, набраться сил и выждать удобный момент для переезда. Правомерно считать волжскую дельту Эдемом – раем на земле, открывающимся путнику после многодневного изнурительного перехода. Дельта встречает обилием воды, пищи, топлива для очага, дельта смягчает летнюю жару и зимний холод.
Описанные исследователями степные захоронения одной эпохи показывают наличие различных культурных особенностей, что говорит скорее не о смешанном составе населения Прикаспия, а о различиях культур народов, совершающих миграцию из разных культурно-исторических областей. Горы и моря на юге, непроходимые леса на севере делали причерноморские и прикаспийские степи единственным путем естественной миграции между древними очагами развития цивилизации: среднеземноморской, среднеазиатской, китайской, ближневосточной.
Примеры обнаружения захоронений в степной местности на повозках и вместе с повозками, на мой взгляд, говорит скорее не о существовании особого обряда, а об эпидемии заразной болезни, заставшей путников в дороге и заставившей сопровождавших захоронить трупы, не прикасаясь к телам. Это не могилы кочевников, это могилы переселенцев, взявших все самое ценное при переселении на новое место, но не выдержавших перехода и погребенных верными слугами или родственниками на возвышенном, сухом месте. Мало вероятно, чтобы обряд захоронения в степи сопровождался служителями культа, поэтому принципы погребений говорят скорее не об этнических особенностях и догмах усопшего, а о представлении об этом обряде и возможностях хоронителей, которые не всегда были родственниками усопшего.
В древнейших степных погребениях Прикаспия, некоторым из которых более 4 тысяч лет, находят керамические сосуды с овальным и острым дном, которые не встречаются в других регионах. Эти сосуды предназначались для хранения скоропортящихся продуктов в погруженном в воду или закопанном состоянии, их нельзя поставить на земной поверхности, их удобно воткнуть или прикопать в прибрежном песке, чтобы вода работала как холодильник. Кочевники таких сосудов иметь не могли, они не делали припасов и не перевозили хозяйственной утвари. Обнаружение в сарматских погребениях золотых украшений, вещей домашнего обихода говорит о том, что это погребения не кочевника, а переселенца, которого смерть застала в дороге к новому месту жительства. Странствующий взял с собой все дорогое и ценное, что может пригодиться ему на новом месте и что можно выгодно обменять при обустройстве.
Разве мы называем кочевниками американских колонистов, которые на тех же повозках, что и древние сарматы, лошадях и пешком устремились в ХVI веке нашей эры вглубь Североамериканского континента в поисках лучшей доли. Такой же поток колонистов, а не кочевников, двигался по причерноморским и прикаспийским степям, начиная с ХХХ века до нашей эры, заселяя современную Европу. Конечно, это было не непрерывное, а волнообразное перемещение. Одна волна переселенцев оседала, пока не поступала следующая волна, заставляющая скитальцев искать лучшего места дальше на север и запад.
Миграция человечества – это огромная человеческая «мешалка», когда сталкиваясь различные этнические группы формируют новую социальную общность, воплощающую лучшие с позиций выживания черты предшествующих. Так в результате миграций ХVI века сформировался национальный облик жителя Соединенных Штатов Америки, олицетворяющий пестроту этнических черт людей нескольких континентов. Именно такая колонизация необжитых пространств Европы проходила в конце прошлой, начале нашей эры, и Прикаспийские и Причерноморские степи были центральной осью этой «мешалки».
Прикаспийские и Причерноморские степи не были прародиной этих переселенцев, основная масса их двигалась из обжитых районов Месопотамии через пустыни Средней Азии. Это движение народов привело к заселению первоначально Восточной Европы, а затем – и севера Европы. Именно на этом «перекрестке» путей миграции произошла мутация человеческих признаков, выделившая из индоевропейской человеческой расы вид светловолосых и голубоглазых людей – руссов (русых по-гречески или саклабов – светлолицых по-персидски).
Воспоминания греческих путешественников, встречавших табор переселенцев, со всем скарбом на повозках, мигрирующих по степи, распространяется на образ жизни всех народов Причерноморья и Прикаспия конца прошлой – начала нашей эры. А вот достоверных записей об образе жизни народов сокровенных уголков степного края, к которым относится и волжская дельта, нет, слишком уж спрятанным от глаз посторонних был этот уголок земного шара.
Кроме степных захоронений в Прикаспийском районе практически нет исторических памятников культуры, возникших до нашей эры и в начале нашей эры. Причина в специфике региона, а не в культурной отсталости населявшего его народа. Нет камня в радиусе 500 километров от Астрахани, который позволял бы создавать значимые свидетельства эпохи, только глина и песок. Все камни построек, пока не был освоен обжиг кирпича, привозились издалека и многократно использовались при переносе городов. Все, что может гореть, гибнет в частых летних пожарах. Все что остается от прочих напастей смывается Волгой в паводок и при частых изменениях русла. Сколько древних памятников смыто и погребено под речными наносами, тысячами тонн, поступающими в волжскую дельту ежегодно?
Исторически культивируемая идея, что на Северном Кавказе, Северном Причерноморье и Прикаспии проживали кочевые племена, создана с целью продемонстрировать превосходство западной рабовладельческой государственности: на востоке живут варвары, место которым – быть рабами. А эти «варвары» были предками западных переселенцев, предков надо уважать.
 

Сельтенев А.А.

Well-Known Member
Александр, это опять Ваша новая статья?
В принципе все правильно. Я выше писал уже, что наша история очень сильно обеднена постоянной оглядкой на историю заштатного, маленького и грязного городка по имени Москва, историю которого в общем-то серьезно надо было бы рассматривать только с 16-17 веков, а до этого времени настоящая история делалась совсем в других местах нашей страны (в рамках СССР конечно).
Есть пока только один вопрос к вашим доказательствам. Как нам быть с монголами? Они ведь чистые кочевники-скотоводы по вашей классификации. Но тем не менее создали мощное государство еще до завоевания всего мира. Насколько мне помнится даже провели первую в мире паспортизацию всех соплеменников! А выдающееся военное открытие Чингис-хана, который придумал взвод, Ваньку-взводного и коллективную ответственность подразделения? Именно оно победило всех русских витязей и европейских рыцарей вместе взятых, но воюющих каждый сам за себя.
 

A.Topol

New Member
Да, монголы были истинными, сто процентными кочевниками. Я не большой специалист по Ченгиз-хану (Тенгиз-хану), и, вероятно, выскажу нелепую версию, но она такова. Ченгиз-хан был монголом, но не монгольским монголом, а местным среднеазиатским.
Из персидских источников известно, что на хазарском рынке в Итиле продавали рабов. Вместе с тем, доподлинно известно, что хазары не признавали рабства, это считалось большим грехом. Хазары не захватывали в плен побежденных. Персы пишут, что хазарскими рабами были исключительно монгольские язычники. Ни иудеи, ни христиане, ни мусульмане в рабство не продавались. Персы же охотно покупали рабов для работы на полях Средней Азии, а главное в качестве отличных, выносливых и неприхотливых воинов. Монгольские кочевники охотно продавали своих детей на невольничьих рынках, хотя сейчас это называлось бы биржей труда. Кочевнику было трудно прокормить большую семью, а, получая работу воина, сын кочевника обеспечивался хорошим пропитанием, снаряжением и познанием мира. Это был лучший жизненный шанс для степного кочевника, который рос вместе с лошадью, составлял с ней одно целое и не страшился не зноя, ни холода, ни походной жизни к которым привык с малолетства. Воины монгольского происхождения составляли костяк наемного персидского войска, но военному искусству учили их персы или тюрки Среднеазиатских халифатов.
Вот таким проданным в рабство воином или потомком такого воина был Ченгиз–хан. Впервые его имя прогремело в Средней Азии, где за один 1237 год он с хорошо вооруженным войском захватил все тюркские и арабские халифаты Средней Азии. Могли бы это сделать монгольские кочевники? Отвечаю: нет. Такой поход могла совершить только хорошо обученная, подготовленная и организованная армия. Среднеазиатский поход Ченгизхана, после которого он двинулся в Европу, по моему варварскому мнению, было восстанием войска, какого-то местного хана, которое смогло воодушевить и сплотить других воинов-монголов, служивших в мелких вооруженных формированиях, под знаменем смелого соотечественника. Ядро войска Ченгизхана составляли специально обученные воины-монголы, служившие в сторожевых структурах тюркской знати. Но войско Ченгизхана не было монгольским, оно было татаро-монгольским, как писали русские летописи, а правильнее писать было бы тюркско-монгольским. Тюркско-монгольским потому, что большинство воинов было все-таки не монголы, а бедные тюрки подхватившие призыв Ченгизхана и устремившиеся в поисках лучшей доли за ним. И столицу свою Ченгизхан основал на Нижней Волге потому, что именно эти места были его родиной, родиной его ближайших предков, а не монгольские степи. Ченгизхан никогда не вспоминал о Монголии и не делал попыток вернуться туда, хотя монголы сделали его всенародным кумиром и хранят легенды о его истории. Кочевые монголы не были воинами поработителями. Войско Ченгизхана – это войско обученных тюрками воинов, которые своей храбростью, силой и ловкостью смоги стать во главе вооруженного теми же тюрками народа. Ченгизхан – это наш местный, а не пришлый монгол, даже если родился он в Бухаре, Коканде или Самарканде. И еще, при желании, можно было бы покопаться: тюркской или монгольской крови больше в этом грозном правителе. Имя то его не монгольское, а тюркское.
Вот такая история. Может нелепая, а может в ней и есть доля правды.
Почему русские князья ходили к Ченгизхану и его потомкам с прошением о благословлении на царствование? К своему врагу и вдруг добровольно с дарами и просьбами? Да потому, что для них он продолжал оставаться воплощением ставленника божьего, каким считался хазарский каган.
Вот такая сказка. По критикуйте, господа хорошие.
 
Top.Mail.Ru
Сверху