На главную




ФОРУМ

ВЕБКАМЕРА НЕПТУН

ВЕБКАМЕРА ЦУМ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

НОВОСТИ

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНИК

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ГЛИЦ

ТАЛАНТЫ

ОТДЫХ И РЫБАЛКА

ЗНАКОМСТВА

РАБОТА

РАЗНОЕ



 

материалы раздела_



ГЛИЦ

Мемориал

85 лет славного
пути


Список погибших в испытательных полетах

Список погибших в боевых действиях

Школа с первоначальной летной подготовкой

Статьи и очерки

Очерки
Мазур Г.Г.

Книга Н.Н.Бужинского

Волосевич Виктор Степанович
Воспоминания

Улицы Героев

Помним всех
поименно...

Славные имена

Норма жизни

Летаем - значит живем

Этюды на вольную тему

Ахтубинск - авиационная столица России

Высота

Дорогая вещь

Судьба

Презентация

Страничка истории

Городок на Волге

Мастер, еще раз мастер

"Семья военнослужащего снимет квартиру"

Авиационно - космическая система "Спираль"

Взлетное происшествие

Так начиналось

Воспоминания о Владимировке

Краткий очерк истории войсковой части 52530


 

на главную




   ГЛИЦ
 

 

Судьба



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 




Мы часто в жизни сосредоточиваем свое внимание на судьбе того или иного человека. Переживаем, сочувствуем, а порой и возмущаемся, если судьба обошлась с кем-нибудь неблагосклонно и в отдельных случаях несправедливо, по нашему мнению. И, наоборот, радуемся, когда все хорошо. Интересно, что в области научных открытий, технических изобретений, инженерно - конструкторских разработок подобное можно наблюдать так же часто, и с болью в душе нередко приходится разделять трагизм ситуации, несправедливость принятых решений. Но, как говорят, никуда не денешься от уготованной судьбы научным открытиям, техническим проектам и т. д.

Мировая практика имеет в своем активе многочисленные подобные примеры. Богата ими и наша отечественная история. Взять хотя бы известную межконтинентальную крылатую ракету "Буря", разработки советского конструктора Лавочкина. По своим техническим характеристикам, технологическим процессам и новациям в этой области, "Буря", по утверждению специалистов, опередила свое время минимум на 15 лет. Благодаря этому была не понята частью руководящей элиты страны и оказалась невостребованной.

Не менее яркий факт в истории отечественной авиации - создание многоцелевого межконтинентального сверхзвукового бомбардировщика ОКБ им П. О. Сухого, пошедшего в историю под именем "Сотка". Аэродинамические формы, системы управления и индикации, современные принципы межконтинентальной навигации, ошеломляющая боевая эффективность сделали этот самолет лучшим в мире. Подобных аналогов мировое авиастроение не имело в то время. Но испытания самолета были приостановлены, а единственный его экземпляр нашел почетное место на стоянке авиационного музея России в Монино. Такова жизнь. Здесь действительно ничего не поделаешь. И, как мне представляется, трудно, а порой и не правомерно проводить анализ и выявление причин, способствовавших в той или иной степени стечению обстоятельств, вылившихся в такую судьбу выдающихся технических разработок. И это легко проследить на истории отечественного оперативно - стратегического ракетного комплекса "Рельеф", известного больше под шифром РК-55.

Дело связано с тем, что в 1982 году США завершили испытания, отработку и приняли на вооружение стратегический ракетный комплекс наземного базирования GLСМ с крылатыми ракетами ВGМ-109 и немедленно приступили к развертыванию их на территории европейских стран. Ракеты были размещены в Англии на базах Гринхэм - Коммон и Молсуэрт, на территории Бельгии в районе города Флорен, Нидерландах на базе Вунсд-рехт, в Италии в районе города Коми-зо, в Германии на базе Швевин-Гмюнд и т.д.

Досягаемость ракет была такова, что вся территория СССР до Урала включительно находилась под прицелом ракетных комплексов. Был нарушен военный паритет достигнутый между странами НАТО и СССР,
Протест Советского Правительства в связи с размещением ракетных комплексов в Европе не был услышан. В ответ на это было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 108-32 от 4 октября 1984 года о строительстве отечественного ракетного комплексе "Рельеф".

Оперативно - стратегический комплекс "Рельеф" предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно - политических и крупных военно - промышленных районов с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Разработчиком комплекса было определено Свердловское машиностроительное конструкторское бюро "Новатор". Генеральный Конструктор - дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Люльев Лев Вениаминович. В кооперацию входили многие научно - исследовательские институты и КБ Союза.

В частности, систему бортового управления и комплекса технических средств, подготовки полетных заданий разрабатывал Московский научно - исследовательский институт приборостроения, директор института - Герой Социалистического Труда Абрамов Алексей Сергеевич. Пусковую установку, транспортно - заряжающую машину и комплекс средств наземного обслуживания разрабатывало Свердловское КБ компрессорного машиностроения В удивительно короткое время ракетный комплекс в полной комплектации был предъявлен на испытания.

Вот некоторые его боевые и технические характеристики:

Дальность стрельбы - 2600 км;
Боекомплект - 6 крылатых ракет;
Стрельба одиночная и залповая с интервалом в 1 с;
Время пуска из состояния полной боевой готовности по получении команды - 1 мин;
Время развертывания из походного положения в боевое и наоборот - 15 мин.;
Масса пусковой установки - 56 т;

Скорость передвижения - 65 км/ч, по любым дорогам. Комплекс может перемещаться по пересеченной местности с уклонами 35 - 49 градусов при наличии рвов шириной до 3-х м;

Минимальная плотность грунта, по которому может перемещаться ракетный комплекс,- 9,5 кг/см2 , это осенняя и весенняя распутица за пределами дорог, характерная для европейской части нашей страны. Обладая такими маневренными характеристиками и почти всепроходимостью, комплекс становится неуязвимым для неприятеля; Экипаж боевой установки 2 человека: командир и механик - водитель.

На ракетах была применена корреляционно - экстремальная система коррекции, которая гарантировала попадание в заранее выбранную цель с высокой точностью. При разработке системы коррекции использовались труды академика Красовского, который работал в этой области.
Решением правительства СССР Председателем Государственной комиссии по проведению испытаний был назначен дважды Герой .Советского Союза Главком ВВС Ефимов Александр Николаевич. Заместителями председателя Госкомиссии стал заместитель Главкома ВВС по вооружению генерал-полковник Шишков Николай Георгиевич и заместитель Генерального конструктора Усольцев Анатолий Федорович.

Техническим руководителем стал начальник НИИ ВВС генерал - полковник Агурин Леонид Иванович. В состав комиссии входили представители НИИ ВВС - Инюшин О.Б., Бетехтин П.Н., Евтушенко А.И. Для решения
практических задач по проведению испытаний и подготовки техники к боевым пускам была сформирована испытательная бригада, в состав которой входили все необходимые специалисты: по системам боевого применения; по средствам связи; по подготовке и пуску ракет и т.д. Среди специалистов - Евтушенко И.А.,Кудряшов С.А., Старовойтов Ю.М., Учайкин В.Г., Борихновский В.С., Глазов А.Н., Махсма В Г, и др.. Возглавил испытательную бригаду подполковник Лукьяиченко Анатолий Иванович. На этапе летно - конструкторских испытаний было произведено 4 пуска макетов и 6 пусков боевых ракет в полной боевой комплектации. К испытаниям было приковано внимание руководства страны, министерства обороны. Работы шли практически круглосуточно. Участники испытаний не знали что такое отдых...

Результаты испытаний показали, что оперативно-стратегический комплекс "Рельеф" далеко оставил позади по своим боевым и техническим характеристикам американский комплекс GLCM с крылатыми ракетами ВGМ - 109, развернутый на Европейском театре военных действий. Его боекомплект состоял из четырех ракет. Боевые действия мог вести только в составе авиакрыла. Не мог работать автономно, без специализированного пункта боевого управления. Имел ограниченную проходимость. Рассчитан на применение на равнинной местности в условиях дорожной сети, характерной для западной Европы. Это стало известно и нашему вероятному противнику. Американцы стали более сговорчивыми.

Вот как оцепил проделанную работу Заместитель Начальника Генерального штаба МО СССР генерал армии доктор военных наук Лобов Владимир Николаевич. "Разработка, испытания и принятие на вооружение оперативно -стратегического ракетного комплекса "Рельеф" выполнили свое предназначение в деле восстановления военно-стратегического паритета, что позволило заключить международный договор между СССР и США "О ликвидации крылатых ракет средней дальности". Это, как известно, значительным образом снизило военную напряженность, характерную для того времени. В соответствии с принятыми международными договоренностями комплекс "Рельеф" был уничтожен методом подрыва на испытательных полигонах МО СССР.
Интересная судьба! Не правда ли?

В.В.Удалец

Рейтинг@Mail.ru
Основан 12.04.2001
Идея: Игорь Бовдуй igor@ahtubinsk.ru
Дизайн "Логос": Сергей Зубков
Программирование: Кирилл Евтеев, Евгений Савицкий