На главную




ФОРУМ

ВЕБКАМЕРА НЕПТУН

ФОТОГАЛЕРЕЯ

НОВОСТИ

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНИК

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ГЛИЦ

ТАЛАНТЫ

ОТДЫХ И РЫБАЛКА

ЗНАКОМСТВА

РАБОТА

РАЗНОЕ



 

материалы раздела_



ГЛИЦ

Мемориал

85 лет славного
пути


Список погибших в испытательных полетах

Список погибших в боевых действиях

Школа с первоначальной летной подготовкой

Статьи и очерки

Очерки
Мазур Г.Г.

Книга Н.Н.Бужинского

Волосевич Виктор Степанович
Воспоминания

Улицы Героев

Помним всех
поименно...

Славные имена

Норма жизни

Летаем - значит живем

Этюды на вольную тему

Ахтубинск - авиационная столица России

Высота

Дорогая вещь

Судьба

Презентация

Страничка истории

Городок на Волге

Мастер, еще раз мастер

"Семья военнослужащего снимет квартиру"

Авиационно - космическая система "Спираль"

Взлетное происшествие

Так начиналось

Воспоминания о Владимировке

Краткий очерк истории войсковой части 52530


 

на главную




   ГЛИЦ
 

 

Презентация



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 




Я держу в руках оригинально оформленную книгу "Герои наших дней. STOP-1" и несколько номеров московской газеты "Будущее России". Автор книги, главный редактор, учредитель и издатель газеты - Топтыгин Слав Вячеславович. Мне трудно подобрать слова и однозначно сказать, в каких отношениях я был с этим человеком Сказать просто, что часто видел его или иногда соприкасался по работе будет мало. Сказать же, что был знаком и хорошо знаю его, будет преувеличением. Для убедительности могу добавить, что он здоровался при встречах со мной за руку. За дружеским столом с ним не сидел. Общались и разговаривали пару раз, находясь в служебных командировках. В то время он был летчиком - испытателем.

О себе он довольно подробно и откровенно рассказывает в своей книге. Родился 20 января 1937 года в городе Москве в доподлинно русской семье. 1947 год. "Отец, загуляв, сбежал из дома, скрываясь от алиментов. В доме остались только мама, старший брат Лев, собака Каквас и вечно горящая лампадка под образом Святой Богородицы, а если быть до конца откровенным, то в доме иногда бывал и хлеб". В 1951 году уже работал слесарем, учился в школе рабочей молодежи, занимался стрельбой и овладел приемами классической борьбы. В свои 14 лет щупленьким мальчонкой, записывается (с трудом) в аэроклуб, а через два года получает первый разряд по парашютному спорту и летает на планере.

В аэроклубе выявили, что он дальтоник. С трудом уговаривает медсестру показать ему книгу Е.Рабкина по определению цветоощущения, запомнил на всю жизнь все 49 таблиц и потом все 25 лет летной работы на всех медкомиссиях получал диагноз "Годен к летной работе без ограничений". Этот его недостаток не мешал ему хорошо, много и без происшествий летать. 21 октября 1957 года заканчивает Луганское училище летчиков. Служит в различных гарнизонах страны. В свободное время много читает пишет стихи, разрабатывает и изготовляет различные конструкции аппаратов с машущими крыльями. Проводит их испытания.

В коллективе независим, самостоятелен. Бросип курить, не пил, выбросил наружу, как пишет сам, лексику мата. Его поведение так отличалось от всех окружающих, что его называли "выпендролом", а все прозвища трудно перечислить - Мишка, Квазимода, Остап Бендер, Марсель Марсо, Марчелло Мастроянни, Графоман и т.д. Все это делалось, как отмечает Слав Александрович, одними из чисто дружеских побуждений, другими из черной зависти и злобы. Топтыгин был нетерпим к хамству, грубости, самодурству, которое процветало в то время в строевых частях и которое все терпели от лейтенанта до полковника. Топтыгин же пишет по этому случаю докладную в ГлавПур: "Двадцать вторым истребительным полком ПВО страны командует не полковник и коммунист а князек и самодур" Представьте себе то время и возможные последствия. Но к удивлению многих молодой летчик выжил.

Он все время мечтал попасть на испытательную работу и в 1968 году становится летчиком-испытателем. Оказавшись в ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова на его Ахтубинской базе, Слав Топтыгин с присущей только ему непримиримостью обнажает недостатки, которые сопровождали технологию летных испытаний. В это время все летчики ВВС знали наизусть требования Главкома "Весь боекомплект с одного захода точно в цель!" Уже в качестве летчика - испытателя он увидел собственными глазами, что все боевые самолеты продолжают запускать в. серию со старой системой управления огнем, которая не позволяет пустить весь боекомплект прицельно в цель. Многие летчики - испытатели (Слав Александрович приводит в своей книге и фамилии), дипломатично умалчивали об этом. Когда министр обороны маршал Гречко посетил Ахтубинскую базу, летчик-испытатель Топтыгин Слав Александрович смело изложил ему проблему. Министр пообещал учесть. Позже Топтыгин самостоятельно разрабатывает собственную систему, которая устраняла указанный выше недостаток. Изготовляет на экспериментальном заводе опытный образец. Однако оценке системы в воздухе воспрепятствовало руководство ГК НИИ во главе с Гайдаенко И Д. Главком ВВС П.С. Кутахов и его заместитель М. Мишук отказались его принять. Естественно, что Слав Топтыгин с присущей ему настойчивостью защищал свое детище. Мнение летчиков - испытателей по этому вопросу разделились.

Топтыгин активно участвует в испытаниях, летает на разных самолетах, летает много. В одном из полетов на небольшой высоте в нише передней стойки взрываются несколько снарядов от шестиствольной пушки . Взрывом разворотило всю носовую часть самолета. Летчик каким-то чудом сажает то, что осталось от самолета. Подобных примеров можно привести много. Ему несколько раз давали команду на катапультирование, но ни разу он не дрогнул. Высокое летное мастерство обеспечивало ему каждый раз благополучное завершение полета. Но он не просто летает, он анализирует техническую и организационную стороны процесса испытаний, выявляет недостатки, делает предложения командованию института по их устранению.
Это во многом выходило за рамки функциональных обязанностей летчика-испытателя, и командование относилось к его действиям, мягко говоря, ревниво. В институте не принято было, чтобы летчики решали вопросы технической политики. Это были прерогативы командования. Может быть поэтому, когда Топтыгин С.А. обращается с письмом в ЦК КПСС с просьбой навести порядок в плане испытаний и приема авиатехники в серию, вокруг него начали создавать атмосферу недоверия, отчуждения. Высокопоставленный генерал из Главного Штаба ВВС, прибывший по поводу письма в ЦК, объявляет летчикам, что Топтыгин - шизофреник, и что он будет направлен в Астраханскую психлечебницу.

Воля, мужество, ум позволили Славу Топтыгину сломать планы представителя Главного Штаба ВВС, и он избежал отправки в психлечебницу. Его направляют в Москву в ЦНИАГа, чтобы получить заключение врачей о его непригодности к летной работе. Врачи ЦНИАГ не поддались давлению, проявили гражданское, профессиональное мужество и выдали заключение: "Годен к летной работе". Такому исходу способствовала поддержка творческой интеллигенции юрода Москвы, с которой Слав Топтыгин поддерживал дружеские связи.

К этому времени у Топтыгина за плечами тридцать освоенных типов сверхзвуковых самолетов, орден Боевого Красного Знамени за испытания авиационной техники. Своими руками построил быстроходный скутер, гоночный глиссер, катер, дельтаплан, восстановил автомобиль "Адан-опель" 1930 года. Подготовил к защите диссертацию. По возвращении из ЦНИАГ к активной летной работе он не был допущен руководством. Некоторое время работал в отделе инструкций. Обстановка недоверия, подозрительности, разного рода инсинуации вокруг него продолжала нагнетаться. Топтыгин уходит из Вооруженных Сил. Уходит с чувством глубокой обиды. Обиды на всю жизнь, как можно предположить, читая дарственную надпись на его книге, которую он подарил позже Заслуженному летчику-испытателю полковнику Горовому Г.А. "Григорию Горовому от автора, летчика - испытателя С. Топтыгина, которого так называемые "асссссы" Бежевец и Петров, и Гайдаенко, и др, и др. хотели сдать в Астраханскую психушку. С уважением, Слав Топтыгин".

С аналогичными мыслями можно довольно часто встретиться на страницах его книг, где он дает нелестные оценки некоторым летчикам и руководителям Института. С какими трудностями встретился С А Топтыгин, сняв форму летчика - испытателя, я не знаю. Мне доподлинно известно, что все ведущие авиационные КБ г. Москвы, куда он обращался по вопросу своего трудоустройства, от его услуг отказались. Эта очень характерная деталь для того периода времени.

Слав Александрович строит дельтапланы и махолеты. Сам проводит их испытания. Участвует в соревнованиях. Становится первым чемпионом СССР по продолжительности полета на дельтаплане. Активно занимается литературным творчеством. Пишет стихи и поэмы. Выступает на литературных съездах СССР и России. Становится известным в творческих кругах Москвы. Изучает экономику. Разрабатывает собственную теорию "Подлинного социализма". Вручает программу в руки М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, Г.X. Попова, членам секретариата союза Писателей СССР В. Карпову, С. Михалкову, Ю. Бондареву, С. Залыгину и др. В марте 1985 года получает ответы на свои предложения из газет "Правда", "Известия", "Литературная Россия", "Экономическая газета". В апреле 1985 года участвует в совещании ЦК ВЛКСМ. В 1988 году отправляет 60 писем с концепцией "Подлинного социализма" делегатам 19 партконференции. В 1989 году 90 писем делегатам первого съезда народных депутатов Встречается с известными учеными, академиками - Александровым А.П., Аганбегяном А.Г., Абапкиным Л.И., Афанасьевым В.Г., докторами наук - Шмелевым Н.П., Буничем П.Г., известными руководителями прессы, народными депутатами СССР.

Часто выступает с чтением стихов и поэм в Центральном доме литераторов. Его портреты появляются на страницах московских и зарубежных периодических изданий. В своей книге С.А. Топтыгин пишет, что стал замечать, что у него есть связь с Топосферой. А отсюда, по всей видимости, его способность предсказывать некоторые события. В чем неоднократно убеждались его друзья и товарищи. О себе он говорит, что его жизненный аккумулятор рассчитан на 78 лет. Сейчас ему 61.

Хочется, чтобы то время, которое у него есть в запасе, Слав Александрович использовал в полном объеме не только на воспоминания об огорчениях и обидах, которые ему пришлось испытать, а радовал окружающих своим творчеством, стихами и поэмами, книгами, мудрыми размышлениями о "самом страшном существе на земле, животном с человеческой рожей". И о том, как это существо превратить в человека с большой буквы. Именно этими мыслями пронизано творчество известного поэта, издателя, редактора газеты "Будущее России", летчика-испытателя, экономиста, инженера - конструктора Топтыгина Слава Александровича. Старшее поколение ветеранов Института, да и многие молодые летчики и инженеры, жители города Ахтубинска помнят этого человека во всей сто нестандартности, обаянии и желают ему удачи.

В.В.Удалец

Рейтинг@Mail.ru
Основан 12.04.2001
Идея: Игорь Бовдуй igor@ahtubinsk.ru
Дизайн "Логос": Сергей Зубков