На главную




ФОРУМ

ВЕБКАМЕРА НЕПТУН

ВЕБКАМЕРА ЦУМ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

НОВОСТИ

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНИК

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ГЛИЦ

ТАЛАНТЫ

ОТДЫХ И РЫБАЛКА

ЗНАКОМСТВА

РАБОТА

РАЗНОЕ



 

материалы раздела_



ГЛИЦ

Мемориал

85 лет славного
пути


Список погибших в испытательных полетах

Список погибших в боевых действиях

Школа с первоначальной летной подготовкой

Статьи и очерки

Очерки
Мазур Г.Г.

Книга Н.Н.Бужинского

Волосевич Виктор Степанович
Воспоминания

Улицы Героев

Помним всех
поименно...

Славные имена

Норма жизни

Летаем - значит живем

Этюды на вольную тему

Ахтубинск - авиационная столица России

Высота

Дорогая вещь

Судьба

Презентация

Страничка истории

Городок на Волге

Мастер, еще раз мастер

"Семья военнослужащего снимет квартиру"

Авиационно - космическая система "Спираль"

Взлетное происшествие

Так начиналось

Воспоминания о Владимировке

Краткий очерк истории войсковой части 52530


 

на главную




   ГЛИЦ
 
Летаем - значит живем



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 




О, многочисленные "А если бы?" Саттаров еще услышит.

Впрочем, не в первый и не в последний раз. Человеку, который всю свою жизнь только тем и занимался, что доказывал возможность невозможного, к ним не привыкать. Но, "закрутив" бочку на пассажирском Ту-154, он, кажется, превзошел самого себя. Самолет легонько, как пушинка, повернулся вдоль продольной оси и пошел дальше. Большинство пассажиров, имеющих самое непосредственное отношение к авиации, узнали лишь на земле, что они стали свидетелем события, которое в книге рекордов Гиннеса могло бы долгие годы оставаться никем не превзойденным.
На Ту-154 никому ни до, ни после крутануть бочку не удавалось. Но "она" так, развлечения для… За что и был серьезно наказан. Нарушать летные закон никому не позволено. А он сорвался. Другие, действительно уникальные достижения летчика-испытателя Наиля Шариповича Саттарова, более серьезны и для многих типов отечественных самолетов определяющи. Трудно перечислить машины, на которых он летал и летает. Его оценки можно встретить в актах по испытаниям МИГ-21 и ТУ-16, СУ-24 и ТУ-22, МИГ-25 и ТУ-160. Такой вот диапазон, такие вот разные машины. Для Саттарова нет проблемы на чем летать. Редчайшее качество.

Ведущие инженеры знаменитого ЛИИ им. Громова считали удачей, если полеты на определение летных характеристик устойчивости и управляемости машин выполнял Саттаров. Не в обиду будет сказано для гражданских летчиков-испытателей, но его материалы объективного контроля полетов давали готовые графики. Сие означает максимум нагрузок, максимум риска в воздухе. Лучше сделать никто не мог и не может ныне.

Рассказывая в превосходных степенях о человеке, по нынешним временам, по крайней мере рискуешь быть непонятым. Мы уже привыкли, что нет вокруг нас просто порядочных людей. Тот - казнокрад, этот - шкурник, третий - просто подонок, четвертый - циник, который даже Отечество в зависимости от коньюктуры то любит, то не любит. Погруженному в смердящее гнилью болото обыденности простому смертному уже не верится, что есть другая жизнь. Встреча с такими людьми как полковник Саттаров подобна яркому, теплому лучу солнца, пробившемуся сквозь саван осенних туч. И согреет, и надежду вселит.

Нет, не идеален Наиль Шарипович, хотя в отношении профессиональных качеств допустимо и такое сравнение. Но к нему в полной мере относятся слова Николая Гумелева: "О да, не все умел он рисовать, но то, что рисовал он - совершенство".

Его поступки опровергают, заставляют шататься ставший уже незыбленным постулат о том, что человек ищет где лучше. Саттаров ищет и места, и ситуации, в которых остаются человеком.
Меркантильные интересы устройства собственной судьбы толкают нас, военных, с востока на запад, из Маров во Львов, из Прилук в Киев, и собственно в Москву, в белокаменную! Сколько раз Сатарову предлагали перевестись, соблазняя квартирой в г. Жуковском, высокими окладами в ведущих авиафирмах. Но из всех командировок, отказавшись от лестных предложений возвращался Саттаров в свою уютную, по размерам вовсе не полковничью квартиру.. Не царит в его доме семейной идиллии. И дело, наверное, не в том, что Наиль Шарипович убежденный холостяк. Работа и то, что принято называть притяжением неба заставляют отказываться от многого. Но только не от друзей. Для них всегда открыты двери квартиры на улице генерала Щербакова, в городе Ахтубинске.

Отечественный читатель едва ли навскидку вспомнит, где затерялся он в российских просторах.
На карте найти его, однако, нетрудно. Всмотритесь внимательно в крохотную точку между Астраханью и Волгоградом. Все, что вы читатели и слышали о триумфах нашей авиационной техники, так или иначе связано с Ахтубинском. В городе расположен Научно Исследовательский Институт ВВС имени В. Чкалова. НИИ скоро отметит восьмидесятилетие. За рубежом о нем писали и пишут много и часто. У нас до недавнего времени - почти ничего.

Здесь рождается военная, да и гражданская авиация. Быть или не нет самолету в серии, решают специалисты института. Не последнее слово принадлежит летчику - испытателю. Долгое время их профессия оставалась сокрытой плотной пеленой секретности.

В стране знали, конечно, что существуют такая рискованная работа - летчик-испытатель, но никто ничего не слышал о них самих. Старались не писать, что риск по-прежнему собирает свою страшную жатву.

Наиль Шарипович служит в Институте двадцать три года. И не о чем так в жизни не сожалеет, как о друзьях, которые однажды взлетев, возвратиться не смогли. О них по - праву все самые лучшие слова и в душе, и со скорбной чарой в тесном мужском кругу. Жаль ребят, что и говорить.
Но мы остаемся, дружим, летаем, а значит - живем!

Наша наука создает новые машины. Тяжело сейчас, очень тяжело. Но в центрах авиационной мысли дело не стоит на месте. Будут новые МИГи, Илы, Су, Яки, Ту…. Работы хватит всем - и солдату, и генералу. И пока мы, просыпаясь утром, с надеждой смотрим в небо - мечта не умрет. Вновь, в который раз, найдутся люди, способные эту мечту воплотить. Для них, как ни для кого важен пример, нравственный пример полковника Саттарова.

Как и все, он был когда-то начинающим. В двадцать восемь лет пришел в Институт, имея за плечами школу, работу, Оренбургское училище летчиков. Служил инструктором, и там понял, решил для себя формулу, единственную возможную для тех, кто решил стать испытателем. А формула проста: если быть-то летчиком, если летчиком - то испытателем.

Невозможно постоянно оставаться в почете у фортуны. Каждый из настоящих пилотов пережил свои промахи в летной работе. Есть свои падения и взлеты у Саттарова. Но счастлив не тот, кто не имеет поражений, а кто умет выигрывать. Трудно поверить, насколько великолепен сплав душевных качеств Наиля Шариповича. Они делают его похожим на героев наших детских книжек о летчиках, о тех небожителях, на которых мечталось походить. У полконика Саттарова все начинается с честности, с такой честности, которая для многих лишь предания из времен пистолетов господина Лепажа. Честность Наиля Шариповича помогает ему по сей день сохранять чистой душу. Она же, что вполне естественно, причина многих жестоких ударов судьбы.

Несмотря на уникальность летных качеств, феноменальные достижения, медно-трубная слава разминулась с летчиком на жизненном пути. И в лучшие годы "развитого социализма", и в крутые заломы перестройки обходили скромного мужика наградами. Герой без Звезды, Заслуженный летчик без знака удостоверяющего заслуги. У начальства бумажных благ не выпрашивая, сумел сохранить мундир свой без пятен.

От Комсомольска-на Амуре до Прибалтики есть немало ребят из летной братии, у которых найдется идущие от сердца слова о Саттарове. Через вынужденную посадку в казахстанской степи, через катапультирование в Подмосковье, через радость полетов и горечь утрат несет свой нелегкий крест замечательный человек. Ими, и пока только такими, как он созидается слава России. И потому повторенные полковником Саттаровым слова земляка Мустая Карима: "Не русский я, но - россиянин!"… приобретают значение символа жизни.

Извини мне, читатель, непривычный ныне высокий стиль. Но о тех, кто посвятил себя небу и через него - служению Отечеству, не могу писать приземленно.

Полковник Александр Слабука.

Рейтинг@Mail.ru
Основан 12.04.2001
Идея: Игорь Бовдуй igor@ahtubinsk.ru
Дизайн "Логос": Сергей Зубков
Программирование: Кирилл Евтеев, Евгений Савицкий