На главную




ФОРУМ

ВЕБКАМЕРА НЕПТУН

ФОТОГАЛЕРЕЯ

НОВОСТИ

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНИК

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ГЛИЦ

ТАЛАНТЫ

ОТДЫХ И РЫБАЛКА

ЗНАКОМСТВА

РАБОТА

РАЗНОЕ



 

материалы раздела_



ГЛИЦ

Мемориал

85 лет славного
пути


Список погибших в испытательных полетах

Список погибших в боевых действиях

Школа с первоначальной летной подготовкой

Статьи и очерки

Очерки
Мазур Г.Г.

Книга Н.Н.Бужинского

Волосевич Виктор Степанович
Воспоминания

Улицы Героев

Помним всех
поименно...

Славные имена

Норма жизни

Летаем - значит живем

Этюды на вольную тему

Ахтубинск - авиационная столица России

Высота

Дорогая вещь

Судьба

Презентация

Страничка истории

Городок на Волге

Мастер, еще раз мастер

"Семья военнослужащего снимет квартиру"

Авиационно - космическая система "Спираль"

Взлетное происшествие

Так начиналось

Воспоминания о Владимировке

Краткий очерк истории войсковой части 52530


 

на главную


   ГЛИЦ
 
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ  ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 52530



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 




 

История части неразрывно связана со становлением и развитием Российской авиации, ее оснащением бортовым оборудованием и вооружением. Первое советское научно-исследовательское учреждение по вопросам авиации «Летучая лаборатория» было создано 24 марта 1918 года. В феврале 1920 года при Главвоздухфлоте Республики был создан Летный отдел, главная задача которого заключалась в создании материальной и методической базы для проведения испытаний авиационной техники.

Непосредственно история Испытательного Центра началась 21 сентября 1920 года, когда был создан Опытный аэродром, в составе которого с самого начала были специалисты по вооружению, радио- и электрооборудованию. На эту организацию возлагались задачи испытаний и исследований авиационной техники, предназначенной для оснащения Военно-Воздушного флота.

В мае 1920 года к Летному отделу Красного Воздушного Флота  был прикомандирован талантливый русский радиоинженер Коваленко Александр Иванович, который организовал радиоэлектрокабинет в составе четырех человек, размещавшийся в комнате дома №3 по Перовскому переулку в г. Москве. И уже 28 сентября 1921 года впервые в стране была передана речь с борта самолета на расстояние 30км. Ламповый радиопередатчик АК-1 был разработан А.И.Коваленковым. О значимости этого события можно судить по словам командира 9 истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Лавренкова: «Дайте мне на самолеты-истребители надежную радиосвязь, и я выйду победителем в воздушном бою над превосходящим по силе противником даже в том случае, если мои самолеты по скорости будут уступать».

Дальнейшее развитие этого направления было следующим. В 1922 году создается лаборатория, в 1924 году – отдел, в 1929 – четыре отдела, в 1932 году шесть секторов, в 1935 году – 5-й отдел из пяти отделений в НИИ ВВС, в 1941 году – шесть отделов в составе НИИ ВВС, в 1943 году – самостоятельный НИИ специальных служб ВВС.
Масштабы технического оснащения и боевого применения ВВС КА переросли ведомственные рамки, приобрели государственное значение и характер. Потребовалась максимальная централизация и объединение всех научных и технических сил. Постановлением ГКО СССР от 1 мая 1944 года был создан ГосНИИ ВВС КА на основе объединения трех институтов: НИИ ВВС, НИИ Спецслужб ВВС и НИИ Авиационного Вооружения ВВС.

В соответствии с приказом ГосНИИ ВВС от 1.07.1944 года к 15 июля 1944 года было сформировано Управление Испытаний Техники Специальных Служб ГНИИ ВВС КА. Первым начальником Управления был назначен генерал-лейтенант ИАС Герой Советского Союза Данилин Сергей Алексеевич. Он же был одновременно заместителем начальника Института по Специальным Службам. Управление располагало штатным самолетным парком в составе 35 самолетов типа Ил-4, Пе-2, Ли-2, Ла-7, Як-9 и других.

К 30 июля 1945 года Управлением проведено 544 испытания объектов спецоборудования, в том числе трофейного и иностранного, выполнено 67 научно-исследовательских работ, составлено 103 описания, инструкции и наставления, дано 127 заключений на изобретения и предложения, заключено 127 договоров с промышленностью на сумму 39513 тыс. рублей, проведено 270 выездов на фронт. При этом маршруты простирались от Сахалина, Владивостока, Мукдена до Хельсинки, Берлина, Будапешта.

Личным составом отдела авиационных наземных средств радиосвязи разработана, построена и проверена на войсковых испытаниях буквопечатающая радиолиния на УКВ «Сигнал». Аппаратура была применена в действующих частях ВВС при проведении Берлинской операции и показала отличные результаты. Основные разработчики этой линии Малеев И.М., Герасимов С.М., Векслер Г.С., Маленюк Г.В. и Кельзон В.С. были удостоены звания лауреатов Сталинской премии.

В этот период испытаны и готовятся к серийному производству прибор ночного боя ПБН-4 и самолетные радиолокаторы «Гнейс-5» с дальностью действия 7км. Развернуто строительство радиолокационного полигона для всестороннего испытания наземных радиолокационных устройств. Разработан длиннофокусный широкоформатный аэрофотоаппарат, позволивший поднять высоту дневной аэрофоторазведки до 15км. Испытаны автопилот АП-45, радиовысотомер РВ-2, которые по сей день находятся в эксплуатации, кислородная маска КМ-16, позволявшая летчику одной рукой снять и одеть ее за 5 секунд, кослорододобывающая установка АК-12, парашют летчика ПЛ-43М, парашютная подвеска Д-11 для транспортировки и сбрасывания мотоциклов с коляской с внешней подвески самолетов и Д-16 – для 75-мм полковой пушки. Занималось Управление и испытаниями вещевого имущества. Например, зимнего мехового костюма, унтов, перчаток, авиационных наручных часов. Проводились испытания высотных скафандров, которые больше походили на тяжелые водолазные скафандры, катапультных устройств первых реактивных самолетов. Испытан учебно-штурманский самолет  С-47 (США) с отечественным оборудованием для одновременного обучения 12 слушателей при двух инструкторах.

25 сентября 1945 года старший инструктор-испытатель парашютов Управления майор Романюк В.Г. установил мировой рекорд высотного прыжка. С высоты 13108м  он свободно падал до 967м. Это был 1309-й прыжок мастера парашютного спорта.

Серьезное внимание в Управлении уделяется специальной подготовке. Летный состав проводит тренировки на тренажере «Кабина Линка». Лекции в числе других читали академики Введенский Б.А., Капица П.Л., профессор, членкор АН СССР Вологдин В.П.

В 1948 году разработана первая отечественная система выхода самолетов на посадку в сложных метеоусловиях ОСП-48. Министр ВС СССР Маршал Советского союза Булганин Н.А. по этому поводу заявил, что «это позволило поднять всю авиацию за облака».

30 января 1950 года Постановлением СМ СССР вопросы заказа авиационной техники были возложены на Главные Центральные Управления ВВС. Причиной был ряд недостатков в размещении заказов и расходовании денежных средств в ГК НИИ. В том же году отдел воздушно-десантной техники выделяется в самостоятельное Управление, а в нашем Управлении создается отдел телеуправления и телевидения. К этому времени испытаны телеуправляемые авиационные планирующие торпеды типа «Шмель».

В середине 1950 года был образован отдел высотно-климатических и механических испытаний. При отделе было создано специальное конструкторское бюро с экспериментальными мастерскими. В 1951 году начальником Управления назначается генерал-лейтенант Шелимов Николай Павлович. В 1953 году вводится новый штат, и численность Управления сокращается на 20%. Четыре отдела с тематикой исключаются из состава Управления. В 1954 году начальником Управления назначается генерал-майор ИТС Девяткин Борис Александрович.

Преодолев «звуковой барьер», авиация в 50-е годы продолжала осваивать все большие скорости и высоты полета. Это потребовало оснастить самолеты более совершенным радиоэлектронным и авиационным оборудованием. Проходят испытания радиолокационные прицелы, обнаруживающие цели на больших расстояниях, чем оптические средства. Это СП-5 самолета МиГ-15 бис, РП-24 самолета МиГ-19, РП-21 самолета Миг-21, РП-6 самолета Як-25 и др. Вопросам создания и отработки радиолокационных станций уделялось большое внимание, достаточно сказать, что было спроектировано несколько экспериментальных истребителей перехватчиков, оборудованных различными вариантами этих станций. Прошел испытания самолет-бомбардировщик Ил-28, который, благодаря в том числе и достаточно современному связному, навигационному и локационному оборудованию, встал в ряд самолетов долгожителей.

В связи с бурным развитием радиолокационных прицелов в октябре 1955 года из Управления Испытаний Авиационного Вооружения передается отдел испытаний прицелов воздушной стрельбы и бомбометания. Начальник отдела – Польский Анатолий Афанасьевич, который в декабре 1955 года назначается заместителем начальника Управления, а в 1959 году – начальником Управления. 20 июня 1955 года создан отдел испытаний автоматизированных комплексных систем наведения и управления истребительной авиацией, который в июне 1959 года передается в Управление испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей. В марте 1956 года созданы три новых отдела: испытаний авиационной ИК-техники, средств РПД и авиационного телевидения. В ноябре 1959 года директивой НГШ ВВС авиационный испытательный полк преобразуется в эскадрилью, а отдел аэрофотослужбы передается в Управление, базирующееся в г. Феодосия. До перевода отдела проведены испытания самолетов-разведчиков МиГ-19Р, МиГ-21Р, Як-25РВ и Ил-28Р.

60-е годы начинаются с очередной реформы – в ГК НИИ ВВС вводятся: ГОС НИИ-6, воздухоплавательный НИИЦ, 8 ЛИЦ с полигонами и станциями, происходит изменение нумерации Управления и его названия, а на базе 8 ЛИЦ создается Управление испытаний авиационной техники для авиации ВМФ. В феврале 1964 года расформировывается авиационная эскадрилья в Управлении, а в сентябре предписано к 25 августа 1965 года создать новую базу и перебазироваться с Чкаловской в г. Ахтубинск. Что и было сделано. В жизни Управления начался новый этап.

Продолжение


Материал любезно предоставил Ивановский Вадим Николаевич, подготовка к публикации: Сахарова Наталья.

 

Рейтинг@Mail.ru
Основан 12.04.2001
Идея: Игорь Бовдуй igor@ahtubinsk.ru
Дизайн "Логос": Сергей Зубков