На главную




ФОРУМ

ВЕБКАМЕРА НЕПТУН

ФОТОГАЛЕРЕЯ

НОВОСТИ

ГОРОДСКОЙ СПРАВОЧНИК

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ГЛИЦ

ТАЛАНТЫ

ОТДЫХ И РЫБАЛКА

ЗНАКОМСТВА

РАБОТА

РАЗНОЕ



 

материалы раздела_


История

Современность

Ахтубинцы на фронте и тылу
Ахтубинск накануне Великой Отечественной войны

Краеведческий музей

Третий тост

Почетные граждане города Ахтубинска

 

на главную




   ИСТОРИЯ
 

Ахтубинск накануне Великой Отечественной войны



 

 




 




О чувствах воинов, согретых домашним теплом и заботой тружеников тыла, говорит одно из писем, адресованное в наш район бойцами, командирами и политработниками части майора Сорокина. "Мы знаем, что наши успехи в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками - это только начало. Нам предстоят упорные и тяжелые бои с врагом. Мы клянемся, дорогие товарищи владимировцы, что до последней капли крови, до последнего дыхания, до последнего удара сердца будем отстаивать священную нашу землю, с каждым днем будем наносить удары по врагу все сильнее и чувствительнее, и завоюем Победу. Мы клянемся, что не посрамим славу русского оружия, будем биться до последней возможности. Недалеко то время, когда немецко-фашистская армия будет разгромлена и наша Родина очищена от немецко-фашистских разбойников. Подписали: командир батальона капитан Боровик, зам. командира по политчасти капитан Зосин, старший сержант Еськов, красноармеец Булавин, связист красноармеец Зоторный, капитан Свечников, красноармеец Широков, старший лейтенант Завадский и др."

Повсеместно в каждом районе, при каждом сельском Совете была развернута военная подготовка молодежи, подлежащей призыву в Армию в ближайшее время. Эта работа проводилась по программе всеобщего военного обучения, ее организовали районные военкоматы и местные органы власти. Осенью 1941 года во Владимирову из Москвы был эвакуирован аэроклуб им. Чкалова, который занимался подготовкой летчиков для формировавшихся на территории Владнмировского района авиационных полков.
В городе Астрахани и округе также велась подготовка воинов специалистов: парашютистов-десантников, минометчиков, снайперов, младшего медицинского персонала. 1200 человек объединил созданный в июле 1942 года комсомольский батальон, где будущие воины обучались прыжкам с парашютом, владению различными видами оружия, подрывному делу, искусству захвата ''языка", радиоделу и другим военным специальностям.

Большое значение придавалось морально-психологической подготовке, в частности, преодолению танкобоязни. Многое из этой учебы пригодилось впоследствии молодым воинам в боях на подступах к Астрахани, в Калмыцких степях.

Для подготовки партизан группа Центрального штаба партизанского движения организовала в Астрахани спецшколу, в которой прошли обучение 450 человек. В 1942 году, к началу наступления войск Сталинградского фронта, из этой школы в тыл врага было отправлено 12 отрядов, состоявших из 220 партизан. Две трети из них были коммунистами и комсомольцами.
Легендами овеяны подвиги группы "Максим", сочетавшей разведывательную работу с активными боевыми действиями. Ведя бои в исключительно трудных условиях открытой местности, безводья, большой отдаленности друг от друга населенных пунктов, эти и другие, обученные в Астрахани партизанские группы, наводили страх на врага, оказывали существенное содействие продвижению воинов 28 и 51 Армии. Партизанская группа "Максим-66", личный состав которой состоял из 15 человек, проявив мужество и отвагу, геройски погибла. Среди этих ребят был и наш земляк - астраханец Коля Хаврошин, ребята-волжане Степа Киселев. Ваня Сидоров.

Среди трех девушек-партизанок была Валя Заикина, уроженка с. Владимировки Владимировского района. Боевой товарищ Вали Заикиной - Коля Кулькин - также был родом из Владимировки. Памятник героической партизанке Вале Заикиной, схваченной и замученной фашистами, установлен в г. Ахтубинске перед учебно-производственным комбинатом. Ее имя увековечено в названии городской школы № 2.

Одной из важнейших задач военного периода была организация бесперебойных перевозок военно-стратегических и хозяйственных грузов. Особое место в этом важном деле занимал речной и морской флоты, осуществляющие транспортировку различных грузов, в том числе и нефтяных продуктов. Труд транспортников был нелегким, приходилось вести суда под обстрелом фашистской артиллерии, под бомбами, по участкам, усеянным минами. Более 300 судов погибли на Волге. Работники судоремзавода вместе с речниками обеспечивали безопасность и исправность флота, проявляя при этом мужество и отвагу.


В дни героической обороны Сталинграда небольшой паровой баркас "Кочегар Гетман" часто появлялся в самых опасных местах, в сложной боевой обстановке, выполняя различные приказы Командования. На баржах, на плашкоутах, на самом баркасе подвозились к фронту боеприпасы, подкрепления, в тыл переправлялись раненые бойцы. Команда баркаса имела на своем счету ни один боевой эпизод. За самоотверженную работу при защите Сталинграда, капитан этого баркаса Маслиев Ефрем Васильевич был награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За оборону Сталинграда". Механик Хламов Григорий Андриянович получил медаль "За отвагу'" и "За оборону Сталинграда".

И после окончания воины, в мирное время еще долго баркас "Кочегар Гетман" бороздил воды затона Владимировской пристани, переставляя баржи у солемельниц, выводя груженые, солью суда на рейд Волги.

Но основная тяжесть всех перевозок легла на железные дороги. К осени 1941 года завязались ожесточенные бои на подступах к Москве. Из строя выбыли главные железнодорожные пути Москва-Курск, Харьков-Ростов-на-Дону. Срочно следовало определить новые маршруты движения поездов. Одним из таких направлений было выбрано Сталинградское. Решение о строительстве этих дорог Государственный комитет обороны принял осенью 1941 года и установил рекордно короткие сроки. До 1 января 3942 года предстояло сдать первую очередь железнодорожной магистрали. Она должна была связать Сталинград с Кавказом и Закавказьем, а также среднеазиатские Республики. Предстояла огромная работа. Любой ценой построить железнодорожную линию и обеспечить выход за Волгу на железную дорогу Астрахань-Саратов. Для этого требовалось 25-30 тысяч рабочих. Завершить строительство ветки длиной 180 км нужно было в течение осени и зимы.

Участки строительства распределились следующим образом:
Владимировский - 60 км
Ленинский - 42 км
Ср. Ахтуба и Сталинградский - 80 км

Самый большой участок должен построить Владимировский район. Из сел Владимировки, Покровки, П. Займище и др. ежедневно на стройку выходило до 8 тысяч человек. 70 процентов работающих - женщины и дети. Врачи и медсестры круглосуточно дежурили на мед. пунктах по всей линии. Первый секретарь Владимировского райкома партии Владимир Всеволодович Навозов и председатель райисполкома Михаил Васильевич Кащеев почти ежедневно находились на стройке. Строительство шло в очень тяжелых условиях. Трудились по 10-12 часов в сутки. Работы были в основном земляные - по колено в воде и грязи на пронизывающем ветру. А зимой ломами и лопатами долбили мерзлую землю. Не хватало спецодежды, питания. Греться приходилось в сараях из фанеры и досок. Трудились на пределе человеческих сил, и не видели в этом ничего удивительного: ведь это надо для главной цели - Победы. Железнодорожная ветка Сталинград (Паромная) - Владимировка была сдана досрочно. Эта магистраль связала Заволжье со Сталинградом и всем правым берегом Волги. Строители, назвали ее "женской".

Вот как о сложной напряженной работе по перевозке железнодорожных грузов вспоминает Почетный железнодорожник Михаил Власович Кошманов: "Немецкие самолеты-разведчики держали каждый поезд под наблюдением, и достаточно было из Астрахани выйти наливному составу, как на подходе к Верхнему Баскунчаку он подвергался бомбежке. Надо было искать выход. Посоветовались с диспетчерами и решили днем составы с наливными емкостями останавливать и пропускать через Верхний Баскунчак вагонами вперед. Таким образом, удалось ввести в заблуждение вражеских воздушных разведчиков. Особенно хорошо организовал пропуск наливных составов диспетчер Галушко. К фронту поезда шли непрерывно. Никакого способа связи со станциями не было. Машинистам выдавали предупреждения, что впереди отправлен поезд с интервалом в 10 минут, и паровозные бригады своей бдительностью обеспечивали безопасность движения порой ценой своей жизни. Скрещение четырех поездов на разъездах, имеющих два пути, также в то время вошло в систему. И все было благополучно.

Начиная с июля 1942 года вражеская авиация бомбила район ежедневно, в особенности железнодорожные узлы Баскунчак - станция Ахтуба, Сталинград - Владимнровка. С августа по декабрь 1942 года фашистские бомбардировщики совершили 786 налетов. Но, несмотря на это, грузы перевозились своевременно. Жители нашего района строили оборонительные сооружения, выполняли военные заказы. На строительстве оборонительных сооружений и военных объектов участвовало 7 тысяч 865 человек нашего района.


Самоотверженно трудились работники Владимировского консервного завода. Многие из них ушли на фронт. Мужчин заменяли женщины и дети, которые работали в холодных цехах сколько хватало сил, обеспечивая Армию. Большая часть заказов шла для 57-й Гвардейской дивизии под Сталинградом. Завод освоил новые виды продукции, изготовляя по 100 штук брикетов (концентрат пищевой) рыбных и мясных консервов. Это была максимальная выработка. В годы войны мощность завода увеличилась за счет оборудования, привезенного из Сталинграда. И шли на фронт ящики с консервами, и на каждой банке - яркая этикетка: "Наркомпищпром СССР. Сталинградский консервный трест. Консервный завод с. Владимнровка".


Работники медицины отдавали много сил работе в военных госпиталях, больницах, поликлиниках, амбулаториях. В годы войны в нашем районе насчитывалось несколько десятков госпиталей.
Вот их перечень:

Нижний Баскунчак

1336 - эвакуационный госпиталь - август 1942 год.
2113 - эвакуационный госпиталь - август 1942 год.
4421 - госпиталь легко раненных - со 2 августа 1942 года по 2.10.1942 г.
4423 - эвакуационный госпиталь - с ноября 1941 г. по 15 августа 1942 г.
4935 - эвакуационный госпиталь - с 1 августа 1942 г. по 1.09.1942 г.
4950 - эвакуационный госпиталь - август 1942 года.
4423 - эвакуационный госпиталь.
3255 - эвакуационный госпиталь.

Верхний Баскунчак

2968 - эвакуационный госпиталь - август 1942 год.
3247 - эвакуационный госпиталь - с 1 августа 1941 г. по 1.09.1942 г.
3255 - эвакуационный госпиталь - сентябрь 1942 года.
4643 - эвакуационный госпиталь - август 1942 года.
4940 - эвакуационный госпиталь - с 12 сентября 1942 г. по 28.09.1942 г.

Болхуны

4941 - эвакуационный госпиталь.
4950 - эвакуационный госпиталь.

Пологое Займище

4643 - эвакуационный госпиталь.
4421 - эвакуационный госпиталь - с октября 1942 года.

Капустин Яр

3220 3245 3247 (3937) 4318, 4944 - эвакуационные госпиталя.
2634 - госпиталь легко раненых.

Хутор Токарево

4184 - эвакуационный госпиталь.

Петропавловка

3267 - эвакуационный госпиталь.
3235 - эвакуационный госпиталь.
3252 - эвакуационный госпиталь - с 8 августа 1942 г. по 1.11.1942 г.

В сл. Владимирова эвакуационных госпиталей не было, а размешались полевые госпитали, входящие в состав войсковых частей Красной Армии. Благодаря самоотверженному труду медицинского персонала, высокому профессионализму врачей, медицинских сестер и активному участию местного населения, их душевной заботе, многие бойцы и командиры быстро выздоравливали, становились на ноги и снова отправлялись в действующие армии на фронт.

Отгремела Сталинградская битва, закончившаяся окружением и уничтожением 300000-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Красная Армия, перейдя в контрнаступление под Сталинградом, захватила стратегическую инициативу в свои руки и за зимний период 1943 года продвинулась на Запад на глубину 600-700 км. Сталинградская битва явилась переломом событий в Великой Отечественной войне. Однако Красной Армии и всему советскому народу пришлось вести тяжелую и напряженную борьбу еще целых два года, одержав за эти годы ряд таких побед, как на Курской дуге, под Ленинградом, на Днепре, освобождение Крыма, Заполярья, Ясско-Кишиневская битва, битва на реках Висла и Одер, взятие Берлина и многие другие.

Этому победоносному шествию Красном Армии на Запал способствовали и четкая работа тыла. Фронт и тыл были едины. На каждом предприятии, в каждой сельхозартели в годы копны трудились под лозунгом "Все для фронта", "Все для победы". На предприятиях создавались фронтовые бригады, которые обеспечивали круглосуточную работу оборудования и станков.
Коммунисты и комсомольцы подавали пример и в бою и в труде. Они вселяли людям веру в правоту нашей борьбы.

Поэтому победа советского народа над фашистской Германией не была неожиданной, она выстрадана, вымучена, добыта в тяжелейшей борьбе на фронте и в тылу. Она завоевана ценой больших потерь человеческих жизней, искалеченных человеческих судеб, вот только по Ахтубинскому району погибло на полях сражения Великой Отечественной воины 12500 человек. Такая дорогая плата ахтубинцев за победу.

На войну с фашистами поднялся весь советский народ, поэтому и получила она название народной, Отечественной. У каждого из них была своя судьба, взгляды на жизнь и даже знаки воинскою отличия. Но война сблизила, уравняла всех - от рядового до генерала, присвоив самое почетное, самое высокое звание - солдат Победы. В 1941 году Победа казалась такой близкой, желанной, осуществимой. Стоило только бы поднажать, как следует ударить, и враг побежит. Так хотелось бы.

Разве думал кто-нибудь тогда, в грохочущем, полыхающем кровавыми закатами сорок первом, о подвиге, о том, что совершает что-либо героическое. Конечно, нет. Они просто воевали, выполняли солдатский долг, защищая родных и близких, свой дом. Родину. Подвиг наших дедов и отцов, военного поколения, переломившего хребет фашизму, вызывает только восхищение и поклонение.

Наш народ чтит память погибших воинов: в селах и поселках района установлены памятники, обелиски с перечнями погибших, а в городе Ахтубинске на площади Победы сооружен мемориальный комплекс, на мраморных плитах которого высечены имена воинов-ахтубинцев, не вернувшихся с полей сражений, издана "Книга Памяти". Население и школы города и района ухаживают за могилами и захоронениями погибших воинов. Задача благодарных потомков состоит в том, чтобы память о погибших была вечной, а дела и поступки наши были благородны.

Вместе с тем, мы с уважением и любовью относимся и к ныне живущим и здравствующим участникам тех героических событий 1941 - 1945 годов. Родина высоко оценила мужество, героизм и самоотверженный труд советских людей в годы Великой Отечественной войны, наградив многих из них орденами и медалями Советского Союза. Среди них достойное место занимают и ахтубинцы.

За мужество, отвагу и героизм в боях за Родину в Великой Отечественной войне 7 ахтубннцев удостоены звания Героя Советского Союза.

Это:

Аблязов Фахретдин,
Бабичев Виктор Алексеевич,
Боканев Алексей Михайлович,
Гужвин Петр Кузьмич,
Зайцев Иван Николаевич,
Куличев Иван Андреевич,
Орлов Михаил Петрович.

Орденами Славы I, II и III степени награждены: Кизилов Сакип Бакубович, Лихобабин Николай Степанович. Более 5000 ахтубинцев награждены орденами и медалями Советского Союза. За самоотверженный труд в годы войны, что способствовало разгрому врага, награждено медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов - 4916 человек.
Чтобы представить себе, что это за люди, отмеченные высокими званиями Героев и награжденные орденами и медалями СССР, что двигало ими в годы войны, приведем краткие биографические данные и боевые характеристики Кавалеров Золотых Звезд, Героев и Кавалеров орденов Славы трех степеней и отдельные боевые эпизоды нескольких земляков.


После публиковния этого материала, я получил письмо следующего содержания:

Здравствуйте Игорь!
С удовольствием посмотрел Ваш сайт. Красиво и очень познавательно.
Узнал, что Герой СССР Куличев И.А. Ваш земляк. Посылаю его фото из моей коллекции.


На обороте: "На долгую память товарищу по школе ( наверное имеется ввиду Летная школа ГВФ в г. Кагчень на Оби Алтайский край) и по боевым делам Сидякину Василию Павловичу от Куличева Ивана Андреевича. Аэродром Пядно: 28.11.44 г. Подпись."

С Уважением и наилучшими пожеланиями!
Роман Сливин.

Источник: Очерк "Ахтубинцы в годы Великой Отечественной войны"
авторский коллектив Гайдукова Н.В, Салмин А.А., Галкин Н.Г., Луцкова А.А.

 

Отдельное спасибо Мининой М. М. за помощь в подготовке материала

Рейтинг@Mail.ru
Основан 12.04.2001
Идея: Игорь Бовдуй igor@ahtubinsk.ru
Дизайн "Логос": Сергей Зубков